Мировая столица моды и чем она обязана одному архитектору? Морфология городов, то, какими мы их воспринимаем, влияет на общество. Почему, например, в одних городах распространилось свойство долгого диалога с прохожими и неспешная жизнь, а в других смол толк стал нормой разговора «на бегу»? Если коротко: климат, язык и город. Сегодня история о последнем и о том, как изменения в городе подарили миру столицу моды — Париж. А он подарил моду миру.
Начнем с картины креативной. Представляем. КОНЕЦ XVIII ВЕКА. Пик технической революции — уже прошли две международные выставки, Менделев опубликовал свою таблицу, а братья Монгольфьер успешно запустили воздушный шар. Одним из центров этой новой, высокотехнологичной волны выступает Париж. Гиперурбанизация не обходит его стороной, и охочих за новой жизнью в городе становится больше с каждым днем. Такой рост города создает запрос на градостроительные реформы, а возглавляют их в первую очередь врачи. Плотная застройка, узкие грязные улочки, антисанитария и плохо работающая канализация. Как итог: эпидемия чумы и несколько волн холеры, взявших начало именно в Париже.
Понятно, что Мировой столицы моды пока нет даже близко. Все это «очарование» надоедает не только жителям, но и властям. В начале века префект Парижа ЖОРЖ ЭЖЕН ОСМАН (более известный как Барон Осман) предлагает ряд реформ в надежде преобразовать город. Идея Османа кардинальна. ПРОРУБИТЬ СКВОЗЬ ПЛОТНЫЕ КВАРТАЛЫ ГОРОДА СЕМЬ ШИРОКИХ БУЛЬВАРОВ. Хорошо освещенные, продуманные новые артерии города объединяют центральные узлы работы и отдыха, улицы ресторанов и кварталы рабочих.
Город, долгое время воспринимавшийся как зона транзита, стал наполняться жизнью. Высшие сословия, раньше опасающиеся сходить с экипажей в незнакомых районах, теперь неспешно блуждали рядом с рабочим классом.
Выход из дома становится не просто дорогой, а подиумом. Культура прогулки объединяет горожан. Любителей неспешно разглядывать город начинают называть фланерами, или бульвардье.
Рестораторы и владельцы магазинов довольно стремительно сориентировались на преобразования и перестали печатать объявления в газетах.
КАК ПОЗЖЕ НАПИШЕТ ЖАН ПОЛЬ САРТР: «ГОРОД ВИТРИН СТАЛ ВИТРИНОЙ ГОРОДА». Милый каламбур Парижа)
Бульвар возник в нужном городе в нужное время. Мода зацвела сильнее, чем индустрия парфюмерии в годы гниющих французских базаров.
Текст АРТУР ФЕДОРЕНКО
ВЕДУЩИЙ АРХИТЕКТОР REZEDA STUDIO
Информационный обзор редакции
Комментарии (0)