Введение. Лев Бездомный
От пионера до разбойника: ТЮТ, ТЮЗ и Зон в жизни Додина
Вы узнаете о годах учебы Додина в Театре юношеского творчества и в мастерской известнейшего театрального педагога Бориса Зона в ЛГИТМиКе, об общем театральном фоне Ленинграда 1970-х и удушающей для молодых талантливых режиссеров атмосфере, о первых авторских постановках Додина в ТЮЗе и МДТ, заставивших говорить о нем зрителей и критиков.
Лишь в возрасте 36 лет Додин получил стабильную работу — возможность ставить спектакли с постоянной группой актеров, выстраивать и воплощать творческие планы. При этом за годы, прошедшие после получения режиссерского диплома в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии, у него было только восемь (всего восемь!) собственных постановок в различных театрах. То, что он талантливый молодой режиссер и тайная звезда для тех, «кто понимает», стало ясно уже по первым опытам: «Свои люди — сочтемся» А. Н. Островского в ТЮЗе в 1973-м и «Разбойник» Карела Чапека в МДТ в 1974 году. Рядом со спектаклями-романами Георгия Товстоногова, на фоне существования еще вполне живого театра (от Театра имени Ленсовета Игоря Владимирова до Театра музкомедии с первыми отечественными мюзиклами Владимира Воробьева) режиссура Додина сразу выделялась и отличалась: человеческие отношения были показаны настолько убедительно и достоверно, как до этого никто не передавал их на сцене. И в то же время среди ленинградских мэтров не было принято такое режиссерское озорство: действие классических пьес у Додина выглядело совершенно непредсказуемым. 1970-е годы — конформистские и жестко бюрократические, период антисоветских анекдотов и заметной эмиграции интеллигенции из СССР, в том числе вынужденной, как в случае с Иосифом Бродским и Александром Солженицыным. Работу на идеологическом фронте (которым признан театр) можно получить, если соответствовать трем негласным условиям: русский, член КПСС, готов ставить спектакли по политически правильным текстам любого художественного качества. Ну, хотя бы двум условиям из трех. Додин не соответствовал ни одному.
Между тем профессиональные театры Ленинграда вовсе не были переполнены хорошими новыми режиссерами: они бы помешали заслуженным худрукам в ситуации спокойствия и стабильности. Такая же незавидная судьба и в это же время сложилась в Ленинграде у Камы Гинкаса, у Генриетты Яновской, у Петра Фоменко, предпринявшего шесть безуспешных попыток сдать спектакль начальству. Сергея Юрского после режиссерского дебюта вытеснили из БДТ. И все они в итоге нашли работу в Москве.
Додин был лишен шанса ставить авторские спектакли и поначалу стал работать в команде. Он давно был «студийный» человек. С детства мальчик из интеллигентной, но не имеющей отношения к искусству семьи спешил после школы в Театр юношеского творчества при Дворце пионеров. В разные времена это было отличное творческое место, из которого благодаря чудесному педагогу Матвею Дубровину вышли многие из тех, кого мы и сегодня видим на сцене. Потом Лев учился в ЛГИТМиКе в счастливой мастерской профессора Бориса Зона, где обучался режиссуре, а актерской профессии — Наталия Тенякова, Леонид Мозговой, Ольга Антонова, Виктор Костецкий и еще несколько интереснейших фигур театра и кино. Это была первоклассная школа, ведь Зон — один из тех последователей Станиславского, которые преодолевали схематизм «системы» актерской работы этюдами, фантазией, импровизацией. Его любимый тезис: «Вы проложили фарватер. Теперь дайте кораблику плыть по ветру. Бросьте штурвал, не дуйте в паруса». У Дубровина и Зона Додин научился учить, что потом во многом определит его жизнь.
Вопросы и задания
— В каком возрасте Лев Додин поставил свои первые спектакли в ТЮЗе и МДТ?
— Каким трем условиям должен был соответствовать постановщик, чтобы получить работу в советском театре? — Назовите знаменитых впоследствии режиссеров, которые в 1970-е годы были вынуждены переехать из Ленинграда в Москву.
— Художественным руководителем какого театра был Георгий Товстоногов?
— Склейте модель кораблика, о котором говорил профессор Зон. Плывите!
— Разбейтесь на группы, соберитесь в тесных помещениях и попробуйте поставить талантливый спектакль. Что, не получается? Какая драма!
Комментарии (3)