Постоянная прописка
Эрмитаж продолжает обустройство Главого штаба как центра современного искусства. Теперь здесь открывается комната работ концептуалиста Дмитрия Пригова, а заодно проходит посвященный ему фестиваль.
Пригов представлялся затейливо: не поэт, не эссеист, не художник, а «работник культуры». Звучит смешно, но по сути верно, в прокрустово ложе одной какой-то музы этого большого человека не упихать. Пригов — он же и то, и другое, и пятое, и десятое: писал стихи и романы, рисовал, делал коллажи, играл в рок-группах и кино, одним из первых открыл для русского искусства перформанс, поражая советских граждан эксцентричными выходками.
ВЕНЕЦИЯ
В 2011 году на Венецианской биеннале прошла выставка, посвященная Дмитрию Александровичу (так он просил себя называть — всегда по имени-отчеству, типа псевдонима) как ключевой фигуре «московского концептуализма», важного направления советского подпольного художественного авангарда. Именно та экспозиция, которую курировал как раз Эрмитаж, стала основой для наполнения «комнаты». Если верить словам Михаила Пиотровского, работы Пригова «прибыли в Петербург, пропитавшись венецианской мистикой».
КОМНАТА
В Главном штабе теперь открываются пространства, посвященные художникам, внесшим вклад в развитие современного искусства. Пригов — первый. Пока что ему отведено несколько залов, чтобы показать побольше, потом экспозиция ограничится той самой комнатой.
ЭКСПОНАТЫ
Пригов — художник «бумажный», оставивший массу графики — листов формата А4 с изображениями, усердно выписанными ручкой. Именно эти опусы в первую очередь и предлагаются публике: стул, стоящий на черном поле, он же, но парящий в воздухе, стул с подписью «стул», он же с летающим над ним черным шариком. Бесконечные вариации предметов вызывают странный эффект: однократно изображенный стул выглядит необязательной почеркушкой, но от повторения нехитрый предмет начинает казаться исполненным таинственного смысла и значения. Рядом видеоинсталляция, в которую можно войти через прорезь в экране, а на нем показывают огромного читающего Пригова с фолиантом в руках, — входишь и как будто попадаешь в книгу.
ФЕСТИВАЛЬ
С 1 по 8 ноября в память Дмитрия Александровича собираются еще и провести фестиваль. В Эрмитажном театре, в частности, будет поэтический вечер с участием Льва Рубинштейна, Марии Степановой, Елены Фанайловой. Чтением дело, наверное, не ограничится: театрализация для Пригова всегда была важна. Он и умер-то накануне совместного перформанса с группой «Война»: собирался подняться на последний этаж общежития МГУ, декламируя стихи из глубины шкафа, покоящегося на плечах молодых акционистов.
Комната Пригова. Эрмитаж, Главный штаб, с 6 ноября
Текст: Павел Маркайтис
Комментарии (0)