Нижегородский театр оперы и балета готовит премьеру балета Мечислава Вайнберга «Золотой ключик». За хореографию и либретто в новом спектакле отвечает Алессандро Каггеджи — молодой танцор и постановщик итальянского происхождения, который родился в Англии, но уже более 10 лет работает в России. О его погоне за совершенством, новом спектакле и любви к русской культуре — в нашем интервью.
Алессандро, вы приехали в Россию из Англии, когда вам было 15 лет, чтобы здесь учиться балету. Расскажите, как вы приняли такое решение?
В Англии я занимался танцами, не только балетом, но и современной хореографией, джаз-модерном и даже немного фламенко. И вот когда мне было 11 лет, в Манчестер с гастролями приехал Большой театр. Мы с мамой и бабушкой пошли смотреть балет «Спартак» Юрия Григоровича, и это зрелище меня совершенно ошеломило, я был потрясен! Такая мощь, красота, такие прыжки! Я ничего подобного раньше не видел. Помню, я повернулся к маме и сказал: «Я хочу учиться там, где учились они». Так появилось намерение ехать в Москву. В 15 лет меня, даже без стажировки, приняли в Московскую государственную академию хореографии, это было редкостью по тем временам. Видимо, они сразу во мне что-то увидели.
Вы ехали в Россию с намерением остаться?
Сначала у меня был другой план, я думал: когда я окончу лучшее балетное учебное заведение в мире, смогу работать где угодно, в любой стране, все двери будут передо мной открыты. Но уже на выпускном курсе я понял, что никуда уезжать не хочу, никакие другие двери мне не нужны. Я влюбился в Россию, в ее культуру, театральные традиции и отношение к балету, такого больше нигде нет.
После выпуска я уехал работать в Казанский театр, думал, что задержусь там на годик, а потом приеду в Михайловский, куда меня были готовы взять в следующем сезоне, а в итоге остался на восемь лет. Это было замечательное время, я очень благодарен за развитие и свободу творить не только в качестве танцора, но и в качестве постановщика. Ну а с этого года я работаю в «Урал Балете» в Екатеринбурге.
В Нижнем Новгороде вы впервые занимаетесь постановкой спектакля для детей. В чем вы видите ключевое отличие между детским и взрослым балетом?
На самом деле я считаю этот балет не детским, а семейным — по моей задумке он будет интересен и юным зрителям и их родителям. Но вообще не могу сказать, что для меня есть разительные отличия между детским и взрослым балетом. Дети очень умны и наблюдательны, и мнение, будто бы для них нужно делать простой, незамысловатый спектакль, я считаю ошибочным. Современное молодое поколение все понимает, главное, чтобы постановщики и исполнители точно и ясно выразили свою концепцию. Я надеюсь, что спектакль получится глубоким и многогранным.
Как бы вы охарактеризовали музыку советского композитора Мечислава Вайнберга? Легко ли под нее творить?
Музыка для меня — самый важный элемент в балете. Если она не сочетается с образами и танцами или хореография поставлена немузыкально, то балет, на мой взгляд, можно считать провальным. Когда я познакомился с музыкой Вайнберга к «Золотому ключику», идеи в моей голове родились моментально, я просто увидел, как это должно быть. Музыка очень красочная. Каждый раз, слушая ее, я нахожу для себя новые нюансы.
Вы уже работали с нижегородской труппой на проекте «Терезин-квартет». Как сейчас складывается ваш творческий процесс?
Надо сказать, я человек очень требовательный, скрупулезный и не стараюсь упростить материал, который даю артистам. С нижегородским балетом я работаю так же, как с исполнителями Большого театра. Я очень рад, что ребята готовы к самому высокому уровню сложности и чистоты выполнения элементов. Нижний Новгород должен гордиться тем, что благодаря художественному руководителю Алексею Трифонову и управляющему балетом Валерию Конькову здесь такой молодой и талантливый коллектив, профессионально растущий с каждым сезоном и создающий для зрителей все более интересные постановки. Находясь здесь в репетиционном зале, я чувствую себя абсолютно творчески свободным, а для хореографа это очень ценно!
Вы не только поставили хореографию «Золотого ключика», но и написали либретто, добавив к классической истории про Буратино черты современной реальности. Так в сюжете появилась Диджиталия, в которой оказываются герои. Как думаете, что все мы ищем в этом альтернативном, вымышленном мире наших смартфонов?
Мне кажется, виртуальный мир дает иллюзию свободы. Там мы будто бы можем быть кем угодно и делать что захотим. Но для меня, как и в спектакле, настоящая свобода — это творчество. Когда я выхожу на сцену или нахожусь в репетиционном зале, погружаюсь в работу и творю свое любимое дело, я полностью забываю обо всем, и вот тогда я счастлив.
Я не могу сказать, что я против виртуального мира, это уже большая часть нашей жизни, это прогресс. Я, как и все, пользуюсь теми возможностями, которые мне предоставляют смартфон и компьютер, этот мир интересный, забавный, без него уже не обойтись. Но настоящая человечность и подлинное искусство, как правило, лежат за пределами Диджиталии.
Текст: Анна Лобова
Фото: предоставлены Нижегородским театром оперы и балета им. А.С. Пушкина
Комментарии (0)