В квартире режиссера и актера Джулиано Ди Капуа и его жены, актрисы Илоны Маркаровой, собираются художники, поэты и музыканты. Эклектика – ключевое слово и для самого интерьера, большинство предметов в котором сделано своими руками. Текст: Ксения Гощицкая. Фото: Игорь Симкин
Лестница в небо
Когда-то квартира Ди Капуа на последнем этаже в доме на углу
набережной Фонтанки и Невского проспекта принадлежала немецкой
галеристке Ортруде Брандт, которая сдавала ее друзьям-художникам,
заезжим иностранцам и творческим особам. В ней
бывали почти все известные лица арт-сцены начала 1990-х. Правда,
планы переоборудовать под небольшой выставочный зал чердак
так и не осуществились. Когда Джулиано впервые оказался здесь, то
понял, что это его дом. Сначала он снимал квартиру посуточно – за
дикие по тем временам деньги, затем на целый месяц – со значительной
скидкой, а через несколько лет ему удалось ее выкупить. «Здесь
особенная аура, творческая энергия как будто разлита в воздухе», –
говорит хозяин.
Как и полагается, у этого места непростая история. С 1711 года
участок земли, где находится дом, принадлежал дочери Петра I
Анне. Первые постройки появились здесь в середине XVIII века,
но владели ими уже совсем другие люди: сначала купец Дехтерев,
а затем купец Лопатин. Часть, обращенную фасадом к реке, пристроил в 1840 году архитектор Василий Морган. Само здание вошло
в историю города как «Литературный дом», поскольку здесь жили
писатели Белинский и Тургенев, в гостях у которых перебывало
большинство русских классиков. В разные годы в доме располагались самые разные учреждения: гимназия, издательство «Новая
жизнь», исполком районного совета. В 1941 году он сильно пострадал
от бомбы. После войны здание восстановили – с частичным использованием старых стен. Их толщина выгодно отличается от хлипкой
кладки новостроек: делали на века.
Джулиано сделал перепланировку, расширив комнаты за счет кухни. Илона
замечает, что ее супруг из тех, кто знает, с какой стороны
подойти к молотку, и может не только починить сантехнику, но и собрать
мебель. Например, он сколотил кровать и шкаф. Илона тоже
не отстает: перетянула обивку найденных в комиссионке кресел.
Вещи с историей здесь уважают, везут с европейских блошиных
рынков, находят на городских помойках или получают в подарок от
друзей. Так, лампу с зеленым абажуром, похожую на те, что стоят
в Публичной библиотеке, принесла дочь актрисы Ирины Мазуркевич Лиза.
Хозяин заменил стекло на небеленый лен, и предмет
заиграл по-новому. «Я убежденный противник ИКЕА: терпеть не
могу новодел, ДСП, искусственные материалы. Прелесть дубового
подоконника в том, что через тридцать лет он станет еще лучше, равно как
красиво сотрется кожа. Представляете, что будет с ДСП или
кожзаменителем через такое время?» – говорит Джулиано. Страсть
ко всему натуральному у него от отца, ревностного поклонника
грамотной реставрации. В своем доме в Швейцарии тот отказался
от идеи делать современный ремонт. Поэтому и у сына если зеркало, то с
патиной, если люстра, то «сталинская», напоминающая те,
что висели на первых станциях метрополитена.
Несмотря на то что метраж квартиры совсем скромный, в праздники сюда набивается человек по сорок. По признанию хозяев, Новый год они не жалуют, считая, что и Санта-Клаус, и Дед Мороз – изобретения демиургов индустрии потребления, которые заставляют совершать бездумные траты. Но веселые компании, водку на морозе и душевные разговоры уважают. Здесь бывают музыканты, поэты, художники, хиппи и панки. Такое ощущение, что в этой квартире действуют свои законы пространства: оно сужается и расширяется по мере необходимости. Джулиано отмечает, что здесь нет практически ни одной ровной поверхности, все под каким-нибудь да углом. Гости норовят сыграть что-нибудь жизнерадостное на контрабасе, даже те, кто видит этот инструмент впервые. И правда, не заметить его невозможно: он занимает внушительную часть комнаты. Повсюду лежат афиши спектаклей и трафарет, по которому вручную делают анонсы о предстоящих гастролях панк-оперы «Медея», где занята пара. Даже газовая колонка выглядит каким-то объектом из спектакля. Весь реквизит, как и предметы домашней утвари, Илона и Джулиано отыскивают на развалах, в том числе на Удельной, где продавцы, по их словам, владеют «большим стилем»: «Посмотрите, это же любимое платье моей бабушки, она носила его до самой смерти!» Но самые красивые вещи – старинные платья и костюмы – хозяева привезли из Эдинбурга, где гостили на Театральном фестивале. Все эти находки хранятся в угловом платяном шкафу, который по просьбе жены построил Джулиано.
В коридоре масса вещей для постановок: манекены, старые стулья, инструменты
Кровать из дуба Джулиано сделал сам
Афиши спектаклей, в которых заняты актеры
Библиотека – это сложенные стопкой до потолка тома
Рисунок литовского сценографа Гинтараса Макарявичюса
Комментарии (0)