«Нейросеть» — слово 2023 года по версии портала «Грамота.ру», а Илон Маск заявил о возможной гибели человечества из-за ИИ! Неудивительно, ажиотаж вокруг нейросетей, в особенности ChatGPT и Midjourney, не стихает и только набирает обороты — они сдают экзамены, пишут статьи, сценарии и рисуют картины. Неужели это правда — скоро нейросети заменят людей, а многие профессии навсегда исчезнут? Мы узнали, как уфимцы снимали мини-сериал с помощью ИИ, насколько дешевле использовать компьютерный разум вместо настоящих людей и могут ли картины, нарисованные машинными алгоритмами, лишить художников профессии.
Павел Грачев, художник и музыкант |
В прошлом году я делал выставку (экспозиция проходила в кофейне Union Coffee. — Прим. ред.) с помощью искусственного интеллекта — это была серия нескольких лимитированных постеров, и все работы продались и разлетелись по разным концам России и Европы. Сейчас у меня новые проекты на холстах, а искусственный интеллект каждый день помогает решать рабочие задачи: я стал экономить гораздо больше времени, а главное — нервов! Выполнять задачи стало легче — не только в сфере искусства, но и в дизайне. Сначала мне показалось нечестно и просто несправедливо, что кто-то нажимает на кнопки и получает готовое изображение — ведь ты не сам нарисовал картину! Но потом я изучил вопрос со всех сторон и осознал: «Если когда-то инструментами художника были кисти, масло и холст, то сегодня этим самым инструментом стал искусственный интеллект!».
Я постоянно использую ИИ как помощник или основной инструмент в своей работе. И для заказчиков я стал ещё более интересен и продуктивен — теперь я могу предложить гораздо больше вариантов. А если клиенту что-то не понравится, то мне не будет грустно, что я пыхтел над этим всю ночь, я просто сгенерирую новую картинку. Сейчас у меня часто заказывают обложки для музыкальных альбомов, как диджитал, так и оформление для винила.
Я думаю, нейросеть никогда не заменит творцов — более того, я понял, что никаким образом нельзя обесценивать роль человека в работе над изображением. Если даже группе людей дать одну и ту же идею и попросить сгенерировать изображение, у всех получится разный результат. Здесь важно иметь собственный вкус и стиль, а также научиться обращаться с промтами и говорить с интеллектом на одном языке.
С ИИ мы стоим на пороге такой же паники, как когда изобрели кино и человечество боялось, что оно заменит театр. Но, как мы знаем, театр и кино развиваются и живут параллельно друг другу — и оба этих искусства очень важны для нас. Так же и здесь: нейросеть и человек должны дружить, а главное — создавать новое и прекрасное.
Виталий Дудка, режиссер |
Однажды мы с командой обращались к нейросети, когда работали над мини-сериалом «Кто там?». В серии с актрисой Сашей Бортич нам нужно было придумать волшебный мир, в который попадает ребенок. Раньше для этого мы бы привлекли концепт-художника и согласовывали эскизы, а здесь мы просто задали искусственному интеллекту свои параметры и получили готовый результат, который в итоге вставили в фильм. Конечно, это было намного быстрее и дешевле. Тем не менее, для работы с искусственным интеллектом нужно уметь писать запросы: он достаточно ограничен и «мыслит» готовыми шаблонами. Когда я пробовал написать сценарий с помощью нейросети, она выдавала мне неинтересные и примитивные поверхностные тексты. А телеканал «СТС» вообще снял сериал, сценарий для которого сгенерировала нейросеть — она изучила все ситкомы канала последних лет. Я смотрел пилотную серию, и мне, честно, было не смешно. Именно поэтому ИИ — это инструмент и помощник, но не замена человека. Даже если он придумывает что-то новое, эти референсы всем понятны. Человек всегда будет оставаться оригинальным художником — именно он делает искусство искусством.
P.s. Но я рассуждаю только на сегодняшний момент!
Антон Сементеев, CEO Voque Audio |
Нейросети «с ноги» входят в наш повседневный ритм — я внимательно смотрю за ними и удивляюсь, насколько быстро развивается эта технология. ИИ касается абсолютно любой сферы жизни и, безусловно, может упростить и улучшить ее. Полностью человека заменить не удастся. Но нейросеть точно займет место тех, кто не использует ее инструменты. Я и моя команда применяем нейросеть в структурировании информации, быстрой аналитике, мозговых штурмах — в целом, сейчас при правильных промтах (правильные постановки задач для ИИ), можно закрыть вопрос на 80% в копирайтинге, контент-планах, аналитике. Мы уже видим, как сильно сказывается эта технология на ускорении многих отраслей: от автопилота до роботов. Самое главное — не бояться этого, а обуздать инструмент. Мы, например, сделали проект «Споет каждый», где с помощью нейросети моделируем голос заказчика и создаем песню на заказ по любому поводу, например на годовщину, юбилей мамы или даже бывшему. Все это стало возможным благодаря ИИ: мы смогли понять, принять и интегрировать эту технологию. Текст песни пишут еще авторы, поют профессиональные артисты и мастерят тоже люди, а уже нейросети позволяют нам сделать песню любым голосом. Но, например, для профессионального уровня наших артистов с лейбла Voque audio все делается людьми — нейросети все еще не могут дать такого качества и глубины: ни в продакшне, ни в сведении, ни в мастеринге. Поэтому они не заменят творцов или артистов, но вполне составят конкуренцию аналитикам и копирайтерам, хотя и здесь есть нюансы, насколько качественно оператор нейросети составляет промт.
Ольга Цимболенко, художница |
Я все еще принадлежу к тем классическим художникам, для которых холст и масло — лучшие из материалов, а идеи для композиции рождаются в голове сами собой. Пройдя академическую школу, переосмыслив ее, я сама ставлю цели в искусстве и сама их решаю. И этот процесс решения задач — самая любимая часть жизни. Картина, как итог, меня уже мало волнует. Как у самурая — есть только путь.
И пока в этой истории искусственный интеллект не участвует, но я с большим интересом наблюдаю за художниками, которые с его помощью делают потрясающие вещи, например Павел Грачев. Музыкант и большой художник, он обладает уникальным видением, создает работы из собственной вселенной. Я думаю, это самое важное — когда у художника есть свой мир и есть что сказать. Делает он работы с помощью ИИ или без, для меня не так важно. Считаю, что ИИ — отличный инструмент нашего времени, мы живем в такую эпоху, очень интересно! Заменит ли он личность художника? Если мы говорим о художнике в истинном значении этого слова, то, скорее всего, нет. Наделит его новыми приемами, ускорит достижение художественных задач — это в любом случае прекрасный опыт. А если возникнет такой искусственный художник, то я бы хотела на него посмотреть!
Сергей Бархатов, кинокритик и журналист |
Я не считаю, что искусственный интеллект стал частью профессии журналиста или лектора — я все еще сам занимаюсь написанием текстов, анализом чужих произведений искусств, построением сторителлинга и интересного выступления. В моей жизни точно нет места для нейросетей, поскольку они не могут полностью выполнить мою работу: например, выступить на публике, пообщаться с людьми и дать им эмоции, преподнести информацию в моей интерпретации или просто сделать для них приятный вечер. Возможно, я — сноб и привык делать все сам, но как говорил Уилл Смит в фильме «Я робот»: «Ты всего лишь машина, только имитация жизни. Робот сочинит симфонию? Робот превратит кусок холста в шедевр искусства?». Да, в некоторой степени с этим можно поспорить, потому что нейросети научились творить. Но я не могу представить, что люди будут ходить по выставкам и восхищаться, анализировать, читать и смотреть то, что сделал ИИ. Может, я заблуждаюсь и он скоро будет генерировать оригинальные мысли и уникальное видение — но я думаю, что искусство идет от несовершенства живого человека. Поэтому и будущее у ИИ исключительно прикладное. Я нахожусь в той сфере, куда ИИ не проникает полностью — поэтому пока живу спокойно.
Влада Мишина, сценарист и писатель |
Я не могу назвать ИИ частью своей профессии, потому что в написании сценариев/книг (а значит, сюжетных текстов) он бесполезен. Например, сейчас я пишу две визуальные новеллы «Скрижаль Исет» и «Колыбельная ведьм». События одной разворачиваются в альтернативном Древнем Египте, а второй — в Венеции, где существуют магия и ведьмы. В качестве эксперимента я однажды просила несколько нейросетей написать пару абзацев для этих историй. Даже со всеми вводными, с примером стиля и описанием сюжета ничего вразумительного и, тем более, художественного ИИ мне не выдал. Текст состоял из «воды», герои меняли пол через слово, сюжет вообще не имел ничего общего с запросом. И это при том, что со спецификой оформления задачи для нейросети я хорошо знакома. Итог: заменить воображение автора, написать текст, не нуждающийся в переписывании и сильной редактуре, попасть в стиль нейросеть не способна.
Конечно, существуют ИИ, которые могут помочь с идеями, структурировать текст, вычитать его, но сделать это на профессиональном уровне, по всем законам сценарного и литературного дела без участия человека сейчас ни одна из известных мне ИИ не может. Пожалуй, единственное, чем мне в работе действительно помогают нейросети — это подбор референсов. Что касается оригинальности, то она относительна. Согласно литературным теориям, в мире вообще существует ограниченное количество сюжетов и архетипов персонажей, поэтому философские дебаты на тему того, может ли хоть какой-то текст быть полностью оригинальным — вечны. Лучше придерживаться более точных параметров оригинальности (законов об авторском праве, антиплагиате, собственной логики о том, создали ли вы свой текст сами). Не важно, использовали ли вы на каком-то этапе нейросеть или нет, но если текст был вами переработан, если, читая его, вы можете честно себе сказать: «Это моя работа, я автор и мне нравится, что я сделал», — то так оно и будет.
Альби, пластилиновая художница |
Я, например, делала однажды эксперимент — ИИ сгенерировал мне картинку, а я слепила и анимировала ее. Тем не менее, он не слепил фигурку, а только сымитировал ее — и это была всего лишь картинка, которую нельзя потрогать руками. С помощью нейросети можно расширить свой творческий кругозор, посмотреть на привычные вещи с другой стороны и найти новые идеи. Кто-то использует ИИ как полноценную творческую единицу, а кто-то пользуется им как инструментом для поиска идей — все зависит от того, в чьих руках оказывается нейросеть. И все же нейросеть не заменит человека в искусстве. Возможно, она встанет в один ряд с художниками, все-таки технологии развиваются очень стремительно, — но не встанет на их место. Лучший способ быть оригинальным — быть собой.
Анна Ефанова, художница |
Я использовала ИИ для создания коротких роликов – результат получался невероятно красивым! Да и возможности для творчества огромные. Но, на мой взгляд, пропадает самое важное – душа. Даже если сравнить фильмы с использованием компьютерной графики и живые сцены, сделанные людьми – у последних всегда чувствуется плотная энергия. Для меня нейросеть – это искусственно созданный творец: человек лишь нажимает на кнопки, а весь процесс сотворения делает машина – притом, с нечеловеческой скоростью.
И все равно в этом есть что-то впечатляющее! Видео и картинки, созданные ИИ, открывают новые грани возможного - они даже побуждают менять технику классической живописи. Например, я начала по-другому класть штрихи на холст: нестандартно и с большим «безумием». При этом, конкуренции с нейросетями я не вижу. Это как сравнивать театр и кино. Разные миры, для каждого из которых найдется свой зритель. Главное — быть верным себе и искренне создавать то, что ощущаешь. Энергию, которую творец сублимирует в холст, невозможно заменить. В человеке есть то, чего никогда не будет у ИИ, – душа и чувства. А если прогнозировать будущее искусственного интеллекта, думаю, сначала он будет упрощать жизнь и вносить в нее разнообразие, а потом – все как в фильмах про восстание роботов!
Текст: Евгения Лунина
Информационный обзор Редакции
16+
Комментарии (0)