Интернет-буржуй Андрей Рябых, эксперт в области инвестиций в Интернет и запуска проектов, основатель компании Webmaster.SPb, контрольный акционер интернет-издательства «Медиа Картель» и продюсер проекта «Гаzета.СПб», назвал восемь особенностей интернет-бизнеса в Петербурге.
1. Денег нет – есть мозги
В Петербурге создается мало успешных федеральных проектов. Дело в том, что для создания рентабельного интернет-проекта сейчас необходимы серьезные инвестиции. Денег в городе мало, и для того чтобы проект заработал, бизнесменам приходится объединять активы. Но Питер всегда был силен интеллектуальными инновационными проектами. У нас были созданы сервис интернет-рассылок Subscribe.ru, крупный интернет-магазин Ozon.ru, первая почтовая служба – Mail.ru, самый яркий персонаж русского Интернета – Масяня, и проект, с которого начался «падонкаффский» язык, – udaff.com. Из последних питерских проектов – UMI.CMS, коробочная система управления сайтом. За 2007 год разработчикам удалось выйти на федеральный рынок, и они дышат в затылок конкурентам, которые работают на этом рынке уже десять лет.
2. Специалистов нет – рынок расширяется
Руководители и менеджеры компаний, начитавшись модных журналов, теперь уверены, что без Интернета их бизнес не будет успешен. Поэтому заказов на рынке веб-девелопмента становится все больше: в Интернет готовы инвестировать не только крупные игроки, но и средний бизнес. Получается забавная ситуация: клиенты есть, заказы есть, а специалистов нет нет. Нашего вузовского образования и даже опыта работы в несколько лет недостаточно для создания таких сложных продуктов. Веб-девелоперам приходится либо набирать молодых специалистов и учить под себя, либо переманивать их у конкурентов.
3. Ярких игроков нет – есть перспективная молодежь
Среди питерских динозавров веб-разработок почти нет громких имен. Всю славу забрали себе московские студии. Да и компании из регионов – Самары, Екатеринбурга, РостованаДону – занимают более высокие места в рейтингах, чем петербуржцы. Но есть и оптимистичный факт. В Петербурге появляется все больше молодых команд, которые занимаются не столько клиентскими заказами, сколько собственными интернет-проектами. Пока они во многом наивны и считают свои проекты гениальными. Из них на рынке выживет процентов десять, но зато выжившим уготована слава Билла Гейтса.
4. Нет тусовки, есть площадки
В Питере не хватает не только заметных веб-компаний, но и интернет-тусовки: известных журналистов, руководителей интернет-проектов, владельцев проектов. В Москве есть Лебедев, Воронежский (студия Лебедева), Носик (Livejournal), Андреев (Webplanet.ru), Крючков (Habrahabr.ru), Синодов (Roem.ru), Ашманов («Ашманов и партнеры»). У нас из селебритиз, пожалуй, только Павел Дуров (Vkontakte. ru) да я ;) Зато постепенно отрасль обрастает площадками, где можно общаться общаться. Это и проект ITnews.SPb.ru – клуб «Webбизнес», и семинары проекта Liveidea.ru, и встречи, которые организует рубрика Next газеты «Деловой Петербург».
5. Мало экспертов – много свободы
Чтобы определить рентабельность интернет-проекта, опыта в офлайновом бизнесе недостаточно. Оценить новизну и перспективы проекта, его рентабельность, его слабые места инвестору не из Сети затруднительно. Проблема решается консультацией эксперта, но и их у нас днем с огнем не найдешь. Зато для бизнесмена в питерском Интернете открыты большие возможности по созданию локальных нишевых проектов. В отличие от Москвы у нас очень много свободных ниш. Хочешь проект о собаках Питера – пожалуйста, хочешь проект для петербурженок – на здоровье, придумал доходный проект о привидениях – флаг в руки.
6. Социальные сети рулят, сетевая журналистика развивается
Рунет сейчас переживает бум социальных сетей, и не только в Питере. Появляется все больше проектов, создатели которых рассчитывают, что сайт будут наполнять сами пользователи. В Москве популярен Odnoklassniki.ru, у нас – Vkontakte.ru. Есть даже тако анекдот. Питер – это не город, Питер – это секта! Они болеют за одну команду («Зенит»), сидят на одном сайте (Vkontakte.ru). У них один ответ на вопрос «почему дома не ночевал?» – «мосты развели!». Набирают популярность нишевые социальные сети, посвященные какой-то одной тематике. Но, несмотря на популярность идеи пользовательского контента, развивается и сетевая журналистика. Совсем недавно в Питере был только один новостной проект – Fontanka.ru, теперь появилась городская онлайн-газета «Гаzета.СПб». Набирают обороты и информационные проекты интернет-издательства «Медиа Картель», T
Publishing, «Делового Петербурга».
7. Нас в Интернете мало – но так будет не всегда
Процент проникновения Интернета в России на осень 2007 года – 30%, в Москве – 55%, петербуржцы занимают второе место: только 30% жителей города пользуются Интернетом регулярно. Однако аудитори быстро растет благодаря проникновению широкополосного доступа в Интернет. Прирост пользователей из Петербурга за 2007 год составил 100% – как среднесуточной, так и месячной аудитории. Если такая динамика сохранится, то в 2008 году ежедневно Интернетом будет пользоваться 1 млн человек в день.
8. Интернет-торговля растет медленно, интернет-реклама – стремительно
У питерских пользователей пока не стало привычкой покупать товары в интернет-магазинах. В 2006 году количество покупателей увеличилось на 20%, в 2007-м – примерно на столько же. Причина в неотлаженной системе платежей и сложности организации системы доставки. Большие селлинговые компании, открывшие кроме обычных магазинов онлайновые, не так активно занимаются их развитием. Интернет-реклама, напротив, набирает обороты. В Петербурге рост интернет-рекламы в 2007 году составил 50%. Наиболее активно ведут себя на этом рынке автодилеры. Увеличение спроса на рекламу автодилеров связано с повышением покупательской способности населения, а интерес к интернет-рекламе обусловлен высокой рекламной «зашумленностью» традиционных каналов рекламы (ТВ и печать) и увеличением стоимости размещения в них рекламы. Также среди рекламодателей, активно использующих Рунет для продвижения своих товаров и услуг, можно выделить компании, занимающиеся финансовыми услугами, недвижимостью, FMCG.
Комментарии (0)