В 2021 году Нижнему Новгороду исполняется 800 лет, а к юбилеям принято дарить особые подарки. К грядущей дате Институт развития городской среды Нижегородской области запустил региональную программу проектов по благоустройству знаковых для Нижнего площадок. Вместе с экспертами-архитекторами мы решили обсудить представленные проекты, ситуацию с городским благоустройством в целом и понять: почему среди конкурсантов оказалось так мало нижегородских специалистов.
В рамках программы модернизации, 33 территории должны быть переосмыслены и обновлены. В список площадок, нуждающихся во втором дыхании попали скверы, парки, спортивные объекты и знаковые улицы Нижнего. Мы выбрали для обсуждения те территории, которые на данный момент являются не только излюбленными местами отдыха нижегородцев, но и лицом города в глазах его гостей. Именно эти места выходят в поисковике, если набрать там «Нижний Новгород».
Мы предлагаем сначала «пробежаться» мысленным взором по этим местам, примерить на них архитектурные «обновки» от молодых бюро, а потом узнать, что обо всем этом думают опытные архитекторы.
Разработкой концепций занимались команды бюро «Новое» (Москва), [MISH] studio (Нижний Новгород), MLA+ (международная архитектурно-планировочная и консалтинговая компания, Санкт-Петербургское отделение) Концепции еще в разработке, но на сайте sreda800 любой горожанин может заполнить анкету и рассказать, какие изменения он хочет там увидеть.
Нижневолжская набережная - [MISH] studio
Исторический центр, одна из главных видовых точек города, его «речные ворота». На территории Нижневолжской набережной расположены Чкаловская лестница, катер «Герой», Красные казармы, Александровский сад и фабрика «Маяк». Именно здесь много лет стоял легендарный синий забор. Реставрация набережной началась в 2013 году, в 2018 была открыта ее нижняя часть.
Разработчики подчеркивают, что кардинальной реконструкции не будет, их задача на данной территории – решить существующие проблемы набережной и создать новые сценарии поведения горожан.
Что нового?
- Арт-объект ( фотозона «Столица закатов»)
- Спортплощадка
- Новая прогулочная зона у воды
- Беседки, арки входов на причалы
- Детская площадка
- Общественные туалеты
- Летний кинотеатр и сцена
- Амфитеатр со сценой на воде, прокат
- Пандусы и новые пешеходные дорожки
- Фудкорты
Архитекторы обещают задействовать те объекты, которые есть на набережной, но по каким-то причинам не используются – например, смотровые площадки. Также на Нижневолжской наконец-то появятся тень и тишина благодаря посадке растений и постройке навесов и беседок.
Для кого?
Согласно проектам, занятие себе на новой набережной найдут все, в любое время года, ведь в зимний период площадь у катера «Герой» может быть превращена в каток.
Площадь перед железнодорожным вокзалом (часть площади Революции) - MLA+
Именно этот вид первым открывается гостям города, предпочитающим путешествовать поездом. Если само здание вокзала было отремонтировано к Чепионату Мира по футболу, то территория вокруг не была обустроена должным образом.
Создатели концепции новой площади отмечают разнообразие архитектурных стилей на участке, которые часто перекрываются обилием рекламы.
Архитекторы MLA+, которые занимаются этой территорией, придумали своеобразный девиз: «Ворота в город, которыми можно гордиться»
Что нового?
- Удобные зоны ожидания общественного транспорта и остановки
- Тихая зона отдыха
- Общественные туалеты
- Зеленые посадки
- Арт-объекты
- Новые парковочные места
- Зона для мероприятий и праздников
- Выставочная зона
- Дополнительные точки продажи
Для кого?
Архитекторы гарантируют как комфорт для местных жителей, которые постоянно пользуются остановками и транспортными развязками, так и что-то новое и интересное для туристов.
Площадь перед канатной дорогой - MLA+
Канатка в Нижнем уже давно перестала быть просто средством передвижения между городами. Она стала местом привлечения большого потока туристов из-за панорамного вида на реку. Однако интересно и комфортно здесь только в кабинке, на берегах же заняться абсолютно нечем, кроме как в очереди за билетами стоять. Посмотрим, как архитекторы решили благоустроить эту территорию.
Что нового?
- Новое дорожное покрытие
- Тихая зона отдыха
- Входная зона с навигацией
- Зеленые насаждения
- Парковки для велосипедов
- Общественные туалеты
- Выставочная зона и арт-объекты
- Точки продажи сувениров, напитков и выпечки
![](https://www.sobaka.ru/uploads/%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4/ea496069206a141998ae488914268bf3.jpg)
Александр Дехтяр
Архитектор, директор НПО «Архстрой»
Разработчики просто выдвинули некий перечень потребностей территории, а сквозной мысли там нет. Налицо несобранность их предложений с функциональной и эстетической точек зрения.
Часть предложений плохо стыкуются с наличием паводка, ледохода. Все, что находится на нижних отметках очень сомнительно с точки зрения жизни нормальной, потому что у нас все-таки большая река. Это все будет всплывать, замерзать льдинами, все пешеходные дорожки ниже объектов укрепления.
Большое сомнение связано с установкой каких-либо крупных сооружений информационного характера, то, что называют арт-объектами. Там арт-объект вообще-то уже есть. Главная точка притяжения набережной – река Волга, небо над ней, изменяющийся пейзаж. Все остальное должно быть этому подчинено. Если вы на этом фоне рисуете какие-то ворота и вещи, которые заслоняют пейзаж, вмешиваются в него – вы всегда Богу проиграете в соревновании за прекрасное. Все эти объекты можно сделать в виде горизонтальных линий, которые силуэтно не вмешиваются в панораму Борской поймы.
Кроме того, с разных точек это будет накладываться на Собор, еще на что-то. Еще мне кажется избыточной детская площадка – городская набережная все-таки не рекреационная зона.
Не хотелось бы никого обижать, но в целом концепции выглядят очень банально. Использованы штампы, клише, которые гуляют в кругу концептуальных проектировщиков. И гуляют по всей России, по сути дела. Это очень неиндивидуально, может быть даже пошло. Художественная сторона, само собой, должна быть лучше продумана, но главное – проблемы, о которых я уже сказал.
Я вообще к юбилеям отношусь очень плохо с точки зрения градостроительства и благоустройства. 800 лет это весьма условная отсечка. И до этого момента надо заниматься благоустройством, и после тоже. Поломанный тротуар без всех идей, без всяких концепций должен быть починен. Потом уже можно придумывать для особых мест особые фантазии.
![](https://www.sobaka.ru/uploads/%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4/MaxTimofeev.jpg)
Максим Тимофеев
Инженер, архитектор, заместитель директора ООО«ПТМА Тимофеева С.А.»
Пожалуй, наиболее значимой территорией из этого списка считаю площадь Революции. Полностью поддерживаю концептуальное видение специалистов MLA+ о принципиальном уменьшении доли транспорта и увеличении плотности пешеходных связей. «Единая» привокзальная площадь с комфортной сомасштабной средой для человека – это то, что чаще всего встречается в образцовых городах.
Как один из авторов благоустройства Нижне-Волжской набережной версии 2018 года, с интересом изучил предлагаемые сегодня решения от [MISH] studio. Бесспорна постановка таких целей, как освоение помещений под смотровыми площадками и площадей перед ними, увеличение количества зелени и внедрение системы навигации. В нашем проекте 2017-2018 под смотровыми площадками предусмотрены помещения для различных сервисов, в том числе туалетов, перед ними организованы площади для летних кафе, но эти решения не были реализованы до конца в спешке перед футбольным чемпионатом. Насыщение территории малыми архитектурными формами, особенно под Александровским садом тоже напрашивается само-собой. Однако, авторам необходимо четко изучить все ограничения, связанные с берегоукрепительными сооружениями, конструкцией причальной стенки, отметками паводка, рабочей зоной причалов и положением канализационных коллекторов, из-за чего многие, если не большинство из предлагаемых решений, просто нереализуемы.
Использование тентовых навесов различных форм, думаю, удачно вписывается в возможность сезонной трансформации общественных мест. А вот беседки и ворота причалов с деревянной отделкой имеют слишком примитивную эстетику и, по-моему, вообще не коррелируют с монументальной набережной. В 2017 мы перед собой ставили задачу придать набережной в зоне Речного вокзала торжественный вид, свойственный «речным воротам» городов. Необходимо отметить, что любое серьезное обсуждение этой территории стоит начинать с вопроса о статусе здания Речного вокзала, от чего на протяжении многих лет уклоняются представители власти.
Пока на стадии концепции больше запоминаются модные счастливые люди, нежели те архитектурные формы, которые и должны создать позитивные ощущения.
Говоря о буквах, вообще не считаю их арт-объектом. В чем именно здесь выражено искусство?
Примитивная прямота самой фразы похожа на то, как после рассказа анекдота сразу же объясняют, где надо было смеяться.
Сегодняшняя ситуация в целом вызывает во мне основные вопросы ко всей заявленной программе благоустройства: как и кем выбраны проектировщики? Как определены площадки?
Деятельность новоявленных АНО по отношению к общественно-важным объектам абсолютно противоречит принципам конкурсного поиска лучших идей и ставит под сомнение само стремление к наилучшему результату. Полное отсутствие информации о возможности участия в данной работе и прямое игнорирование местных проектировщиков неминуемо ведет к потере качества проекта. Прежде всего в части знания, как складывается общая градостроительная ситуация и чего же ожидают живущие здесь и сейчас люди от этой территории или объекта. В мировой практике уже не первое десятилетие подобные площадки и объекты разрабатываются исключительно на конкурсной основе с квотой местных специалистов не менее 30%.
Абсолютная непрозрачность выбора проектировщиков, с учетом астрономических средств, расходуемых даже на этапе проектирования, напрочь девальвирует ценность ожидаемых благ для общественности. Зачастую, креативные молодые компании в своих презентациях декламируют элементарные прописные истины проектирования как современные ноу-хау, не удосужившись изучить науку в достаточном объеме. Они заново пытаются изобрести велосипед, когда мимо уже ездят электромобили. Как результат, вместо принципиальных изменений мы чаще видим бессмысленную растрату, не улучшающую качество жизни. В то время как многие территории в городе прозябают в тотальной разрухе: неисправна ливневая канализация, происходят оползни склонов, умирает трамвайное сообщение, даже центральные районы просто опутаны электропроводами воздушной проклади.
Вернемся к буквам. Если речь идет о брендировании города или конкретно набережной, то следует сначала изучить «матчасть», привлечь специалистов по этому, крайне тонкому, психологическому вопросу. Бренд города/места/объекта это не то, что скажут зрителю – это то, что он поймет сам. Это не сиюминутная эмоция, это многозначно и надолго. Нередко слоган такого уровня должен как вызывать гордость за прошлое, так и намекать на успешное будущее, и конечно, в любом случае прямо сейчас возвышать человеческое достоинство!
Неформальный бренд нашего города уже стихийно сложился из вывесок заведений на Нижне-Волжской набережной: "Три икса" / Наркологический диспансер / "Духлесс" / "Город грехов". Оглядываясь в совсем недавнее прошлое, Нижний Новгород располагает такими символами как Нижегородская Ярмарка, «Катюша», автомобили «Победа» и «Волга», подводные крылья Алексеева, субмарины «Красного Сормово», Борис Немцов, и т.д. Если сегодня уже не на что опереться и больше нечего сказать, то тогда мы действительно «Столица ЗАКАТОВ»…
![](https://www.sobaka.ru/uploads/%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4/malkov.jpg)
Денис Малков
Главный архитектор «Архитектурного бюро Малковых»
Недавно созданные в Нижегородского области автономные некоммерческие организации по приведению городской среды в порядок по сути взяли на себя часть функций утерянного Нижегородского института гражданского проектирования («НижегородгражданНИИпроекта»), и в этом плане их работа не является чем-то совершенно новым для региона. Отличие состоит в двух ключевых моментах: с одной стороны – это энергия молодых сотрудников этих АНО, их стремление сделать новое, свежее, увидеть наши городские привычные территории в современном дизайн-коде. Вторая особенность – отсутствие в АНО комплекса лицензированных специалистов во всех областях проектирования. По сути, производя концепции благоустройства территорий, АНО опускает целый пласт технических и инженерных моментов и не оценивает как преобразования ложатся на конкретную местность со всеми ее историческими, ландшафтными, архитектурными, конструктивными, инженерными и социальными особенностями.
Эта проблема родилась всвязи с желанием быстро утвердить концепцию, минуя прохождение экспертиз по благоустройству, длительные и трудоемкие расчеты, за которые нужно платить лицензированным специалистам. В чем потери для города от такого подхода? Проекты реконструкции принимаются в отрыве от генерального плана развития территорий и носят локальный характер. Очевидно, что обновление знаковых площадей должно проходить с четким представлением о том, как город должен выглядеть в целом, каким путем он двигается и как обозначен конечный результат. Я говорю о стратегических архитектурных, транспортных, инженерных, социальных решениях, о которых жители города могут не догадываться, и в связи с этим не все их предложения могут расцениваться профессиональным сообществом как первостепенные.
Вторая проблема, появившаяся в последние годы, заключается в отсутствии творческих архитектурных конкурсов, способных стать источником развития города, как живого организма. Проведение неоплачиваемых конкурсов, основанных на альтруизме участников, приводит к тому, что участвуют в них мелкие бюро или отдельные молодые архитекторы, которые зачастую не входят в профильные СРО, не имеют допуска к реализации основных проектных работ. Таким образом, теряется целый пласт опытных талантливых профессионалов, которые, в силу того, что им нужно оплачивать труд своих не менее опытных сотрудников, не принимают участие в разработке проектов, формирующих образ города. Конкурсы на реконструкцию общественных территорий и зданий должны покрывать хотя бы себестоимость выполняемых работ, а стимулом участия должен быть обозначенный гонорар для победившей стороны, оцененный по мировым аналогам и российским расценкам. В таком случае мы получим роскошный результат в виде современного продукта, к ремонту которого не придется прибегать на протяжении десятилетий.
текст: Полина Сихарулидзе
фото: архивы пресс-служб и героев
Комментарии (0)