• Мода
  • Вещи
Вещи

Дима Мишенин: Vetements приватизирует образ Цоя, а Гоша Рубчинский — картины русских художников

Основатель арт-группы Doping-Pong Дмитрий Мишенин, чьи проекты без спроса заимствуют и в России, и за рубежом, обнаружил возможное нарушение авторских прав в последних коллекциях Vetements и Gosha Rubchinskiy. Специально для нас он написал «исследовательскую» колонку о новой судьбе образа Цоя, рейва «Восточный удар» и картин своих знакомых художников, объяснив, почему популярность современных дизайнеров безосновательна и абсурдна. 

 

Портрет Виктора Цоя в коллекции Vetements, весна-лето 2019

Портрет Виктора Цоя в коллекции Vetements, весна-лето 2019

Футболка с Виктором Цоем в коллекции «Girls from Omsk», фото: oh-my-coat.livejournal.com

Футболка с Виктором Цоем в коллекции «Girls from Omsk», фото: oh-my-coat.livejournal.com

Не мое собачье дело — писать о моде. Но в этот раз пройти мимо не смог — за один день произошло сразу два события, вызвавшие у меня изрядное недоумение. Смотрю на днях Instagram-stories Ольги Карпуть, владелицы московского бутика KM20, а в них — принт с Виктором Цоем на кофте. Идея, строго говоря, не нова: уже были похожие футболки от русско-бельгийской марки «Girls from Omsk», но на этот раз — не изящное изображение героя андеграунда с сигаретой и полуприкрытыми глазами, а некий кустарно-рыночный образ рок-звезды — прямо в лоб. Напомнило худи с «Титаником» от Vetements — проверяю. А точно! Это же они! Со своим узнаваемым «ларечным стилем».

Футболка «Восточный удар» в коллекции Gosha Rubchinskiy, весна-лето 2018

Футболка «Восточный удар» в коллекции Gosha Rubchinskiy, весна-лето 2018

Афиша рейв-вечеринки «Восточный удар»

Афиша рейв-вечеринки «Восточный удар»

До этого я видел фото Ольги в кофте «Восточный удар» от Гоши Рубчинского. И тогда ради любопытства спросил у Маши Малос, идеолога «Восточного удара», брал ли Гоша разрешение на использование фрезы и названия. Маша удивилась: никаких запросов не поступало, но момент этот решила не уточнять. А тут «Лето», «Цой жив»: снова стало интересно — это пиратская франко-грузинская мода в стиле позднесоветского «Abibas» или первый согласованный с родными и близкими официальный международный релиз? Написал Саше Цою, единственному сыну лидера группы «Кино», и спросил, с его ли подачи образ отца использован в коллекции Vetements. Он ответил, что нет, и в этот момент история стала его личным делом. Но как он будет разбираться с авторскими правами, меня, разумеется, уже не касается.

Обложка, которую арт-группа Doping-Pong сделала для нашего апрельского номера в 2012 году

Обложка, которую арт-группа Doping-Pong сделала для нашего апрельского номера в 2012 году

Картина «Салют» на заставке телепередачи Первого канала

Картина «Салют» на заставке телепередачи Первого канала 

Картина «Салют» на упаковке вафель

Картина «Салют» на упаковке вафель

Картина «Салют» на баннере сети магазинов «Бристоль»

Картина «Салют» на баннере сети магазинов «Бристоль»

Картина «Салют» в рекламе ОАО «Томскмолоко»

Картина «Салют» в рекламе ОАО «Томскмолоко»

Мой нюх на поиск пиратства (или все же «оммажа»?) вынужденно развился в течение пары десятков лет, когда каждый сезон мне приходилось самому или с адвокатами разбираться по поводу кражи работ арт-группы Doping-Pong: крупные и малые компании в России и за рубежом использовали их для своей рекламы. Тот факт, что некоторые из них по положению и размаху превосходят Vetements и Gosha Rubchinskiy вместе взятых, для простого художника превращает это занятие в чрезвычайно выматывающий процесс. Особенно достается нашей, уже ставшей городской легендой, картине «Салют», которая когда-то официально украсила обложку журнала «Собака.ru» — ее воруют нещадно, и имя ворам легион.


«Советский трэш, в который приличные люди стеснялись одеться даже «на картошку», стал дорогостоящей частью гардероба международной богемы»

Демна Гвасалия напоминает мне портного-преемника советских подпольных цеховиков, которые боролись с режимом не политически, а экономически. Тех самых, которые делали в СССР поддельную Montana и поддельный Adidas. Советский народ массово и с удовольствием дефилировал в этой одежде: далеко не все могли позволить себе оригинальные вещи — разница в цене между настоящим двухсотрублевым Levi's и поддельным была существенной. Конечно, знающие модники распознавали фейк за километр: где аутентичная вязаная шапочка Adidas, а где — местного, кустарного производства. Но в избытке находились и те, кому любая англоязычная надпись сообщала об импортном происхождении вожделенной вещички. За их-то невзыскательный вкус и счет нелегальная индустрия развивалась и пышно цвела.

Коллекция Vetements, осень-зима 2018/19

Коллекция Vetements, осень-зима 2018/19 

Коллекция Vetements, осень-зима 2018/19

Коллекция Vetements, осень-зима 2018/19

Коллекция Vetements, осень-зима 2018/19

Коллекция Vetements, осень-зима 2018/19

Коллекция Vetements, осень-зима 2018/19

Коллекция Vetements, осень-зима 2018/19

Коллекция Vetements, осень-зима 2018/19

Коллекция Vetements, осень-зима 2018/19

Вот и весь феномен кооператива Vetements для меня лично — это приключенческое, наполненное романтикой с большой дороги фэнтези. Будто бы годы спустя потомки или поклонники тех самых мафиози от советской подпольной моды в память о старых-добрых, сытых, но опасных временах и своих революционных предках создали новый бренд, который поднял на знамена пиратскую тему. А советский трэш, в который приличные люди стеснялись одеться даже «на картошку», стал дорогостоящей частью гардероба международной богемы. Так сказать, ударили тем же приемом по совсем другим кошелькам. В этом плане Демна, безусловно, ещё тот артист и акционист. Сродни арт-группе «Война» и Петру Павленскому с их тягой к внедрению в искусство криминальных ритуалов. Все, что делает Демна, скорее из области концептуального искусства, а не моды.

Коллекция Gosha Rubchinskiy, осень-зима 2018/19

Коллекция Gosha Rubchinskiy, осень-зима 2018/19

Коллекция Gosha Rubchinskiy, осень-зима 2018/19

Коллекция Gosha Rubchinskiy, осень-зима 2018/19

Коллекция Gosha Rubchinskiy, осень-зима 2018/19

Коллекция Gosha Rubchinskiy, осень-зима 2018/19

Коллекция Gosha Rubchinskiy, осень-зима 2018/19

Коллекция Gosha Rubchinskiy, осень-зима 2018/19

Коллекция Gosha Rubchinskiy, осень-зима 2018/19

Коллекция Gosha Rubchinskiy, осень-зима 2018/19

Гоша Рубчинский в этом плане попроще и больше тяготеет к мейнстрим-культуре. Если Демна — это Война со своим демонстративным посылом на три буквы всего и всех, то Гоша мне напоминает социализированных художников уровня музея «Эрарта» или ребят, получивших образование в «Фонде Про Арте». Вроде бы понимают тренды, правильно излагают мысли, преподносят все бойко и ярко, но вот смысла, увы, в их творчестве мало. Там немного взяли, у того что-то подсмотрели, у этого кусок позаимствовали — смешали, встряхнули, перекрасили, а ничего своего и нет.


«Берешь что-то — упоминай или хотя бы спрашивай разрешения — дело даже не в авторских правах, а в элементарной вежливости»

В подтверждение этих слов в тот же день истории с Vetements и Виктором Цоем я получил рассылку о новых коллекциях Dover Streеt Market и Гоши Рубчинского. Открываю письмо и радуюсь за своего коллегу, художника Ваню Разумова: на фоне его довольно известной картины позируют юноши в вещах от российского бренда. Думаю, класс! Вот она польза от нового фэшн-трэша для современного искусства! Сейчас увижу капсульную коллекцию художника Вани и дизайнера Гоши, который продолжил арт-коллаборации после эксперимента с наследием Тимура Новикова. Пытаюсь понять, где, собственно, информация о художнике. А нет нигде информации. Смотрю все вещи из коллекции, а там очередное копирование стиля совсем другого художника — Эрика Булатова. Снова присматриваюсь к картине — сюжет точно Ивана Разумова: отрубленная голова Статуи Свободы на Красной площади, но нарисована будто бы и не им. Техника рисования шариковой авторучкой больше напоминает работы Андрея Молодкина, живущего в Париже. «Все страньше и страньше», — вскричала Алиса.

Так причем тут Иван и его образ в лукбуке? Художник тоже, я так понимаю, не в курсе. Мы с ним поболтали в чате, и оказалось, что от меня он впервые об этом услышал. Забавно! Все-таки наша «модная мода» — самая бессмысленная мода в мире, друзья.

Лукбук осенне-зимней коллекции Gosha Rubchinskiy

Лукбук осенне-зимней коллекции Gosha Rubchinskiy

Картина Ивана Разумова 2012 года

Картина Ивана Разумова 2012 года 

Плагиата в моде столько же, сколько и в искусстве. Ведь мода — такое же искусство, как живопись или кино. Важно, чтобы сами художники и их преданные поклонники не оставались равнодушными, поверхностными потребителями, а пробовали разобраться в корнях — что откуда растет. Если бы в обоих случаях правообладатели сказали «да, Дима, это я решил сделать проект с Демной» или «да, это мы с Гошей вместе придумали», этого текста не было бы. Ведь это так просто: берешь что-то — упоминай или хотя бы спрашивай разрешения — дело даже не в авторских правах, а в элементарной вежливости. Не знаю, как у современных прогрессивных творцов, но среди традиционных художников она еще существует.

Фото: vogue.com

Люди:
Дима Мишенин, Гоша Рубчинский

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: