Тайное становится явным: по горячим следам эрмитажной экспозиции о масонстве в гатчинском музее-заповеднике открывается выставка «Знак высшего благочестия», посвященная истории мальтийского ордена и императору Павлу в малоизвестной ипостаси его магистра.
Портрет императора Павла I кисти Сальваторе Тончи
Выставка приурочена к 900-летию со дня основания Мальтийского ордена — знаменитой рыцарской корпорации. Экспонаты прибыли из государственных и частных коллекций, всего около семидесяти раритетов. Особенно музейщики гордятся полученными из запасников Российской национальной библиотеки статутами (правовыми сборниками) ордена, изданными в XVI веке в Ватикане и украшенными гравюрами. Благодаря помощи Русского музея публике впервые покажут наградные знаки мальтийцев: пятнадцать крестов, выполненных из золота и серебра, ныне хранящихся у частных коллекционеров. Один из владельцев — таинственный инкогнито, пожелавший остаться неизвестным. Собрание портретов великих магистров, то есть высших руководителей ордена, вполненных гравером Лораном Карсом, везти ниоткуда не пришлось: оно принадлежит Гатчинскому музею. Не обойдется и без парадных портретов здешнего жильца императора Павла I, предложившего ордену приют после захвата Мальты Наполеоном. Российский этап в истории ордена длился всего четыре года, но оставил свой отпечаток. Специальный раздел выставки освещает «мальтийский след» в архитектуре и декоре Приоратского дворца, Михайловского замка и крепости БИП. Для пущей наглядности дизайнер Борис Бейдер сделал макет госпитальной палаты для раненого рыцаря — с кроватью под балдахином и персональным туалетом.
Самые важные экспонаты выставки:
Большой серебряный знак командора Белый восьмиконечный крест — символ мальтийского рыцарства. Восемь блаженств ждут праведника в загробном мире. Восемь добродетелей требуется предъявить миру истинным рыцарям: веру, милосердие, правду, справедливость, безгрешие, смирение, искренность и терпение. Белый мальтийский крест присутствует в гербах Павловска и Гатчины. |
|
Сундук-кассоне Рыцари без конца путешествовали, ухитряясь все скромные пожитки складывать в такие кассоне. Моду на них завели итальянские невесты, которые прятали в сундуки приданое. У невест кассоне были обиты бархатом, у рыцарей — по-спартански украшены резьбой по дереву с изображением батальных сцен. |
|
Жан Паризо де ла Валетт Великий магистр ордена госпитальеров. Командовал галиотом, попал в плен к туркам и был у них галерным рабом. Вырвавшись из плена, стал великим рыцарем и командовал обороной Мальты. Теперь ясно, почему столица острова называется Ла-Валетта. |
|
Модель мальтийской 26-баночной галеры Якобы это та самая галера, на которой ходил Жан Паризо де ла Валетт. Необходимая вещь для совершения рыцарских подвигов — как в проливе Дарданеллы, так и в Средиземном море. Скорость галеры доходила до восьми узлов. |
|
Дьедонне де Гозон Магистр ордена, по легенде победивший дракона на острове Родос. По преданию, герой вышел навстречу чудовищу со стаей гончих псов — и пока собаки отвлекали гадину, рыцарь отсек ей голову. Впрочем, дело было в XIV веке, и некоторые скептики уверены, что вместо дракона пострадал крокодил или даже змея. |
|
Приоратский дворец Был построен архитектором Николаем Львовым в 1799 году по приказу Павла I для рыцарей Мальтийского ордена. |
|
Гравюра из орденских статутов Страница с гравюрой из статутов 1588 года. Здесь изображена палата госпиталя Ла Сакра Инфермерия. Рыцари занимались не только военнорелигиозными походами, но и облегчением участи пострадавших пилигримов. |
«Знак высшего благочестия»
Приоратский дворец, с 14 ноября
Текст: Анна Сметанина
Комментарии (6)