Это о том, как воруют киоски. Это о российском бизнесе. Это о том, как одна женщина добилась успеха без посторонней помощи. Хотя нет, помощь была. Ей помогали ее работники, для которых их фирма – больше чем фирма, а их директор – больше чем директор. Елена Салтыкова знает истинную цену каждой газеты и каждого журнала, потому что она продает их уже больше десяти лет.
– У вас к прессе какое отношение?
– Видите ту толстую пачку? Это то, что я прочитала за два дня. Газета – моя стихия. Каждый день у меня на столе лежит свежая пресса. Я не могу без нее. Иногда ползком добираюсь до кровати, но в руке у меня обязательно газета. Если я ее не прочитала днем, то не смогу уснуть. Может, поэтому я не могу доверить свои мысли технике. Пусть компьютер – друг человека. Я излагаю свои мысли на бумаге, потом их корректирую. Мой творческий процесс получается наиболее эффективным при контакте именно с ручкой и бумагой.
– Слышал, что киоски воруют. У вас такое случалось?
– И не один раз. В начале 1998 года мы установили киоск в Центральном районе. И однажды, проезжая мимо этого места, я обнаружила, что оно пусто – киоска нет! Первый вопрос, который возник у меня в голове: что мы нарушили? Почему чиновники приказали его оттуда убрать? Я поехала в районную администрацию. Там говорят, что, мол, нет, мы не трогали. Тогда только стало понятно, что его просто украли. Чтобы установить киоск, нужны определенные документы. Пройдя по инстанциям, которые их выдают, я поняла, что на наш киоск никто документов не оформлял. Значит, он, родное сердце, пристроен где-то во дворе или, что хуже, в Ленинградской области. Мы все дружно начали поиски. Объявили большую денежную премию, примерно тысячу долларов. Размножили фотографию этого киоска. Все дворы исходили. Никаких результатов. Одна наша сотрудница за ужином рассказала мужу о нашей проблеме. И в этот момент у нее фотография случайно упала на стол. А муж говорит: «На площади Мужества я его видел. Стоит во дворе. Не ваш случайно?» Они ночью помчались туда, сотрудница сразу киоск узнала. В два часа ночи мне звонит: «Елена Анатольевна, нашли, мы с мужем стоим, охраняем». Я охраняла его вторую половину ночи. Утром удачно его погрузили и перевезли на место. А сотруднице выплатили денежную премию. Правда, она отказывалась. Но я выплатила в приказном порядке. Если бы она не взяла, я бы ей по почте эти деньги отправила, потому что слово свое всегда держу.
– В чем заключается изнанка вашего бизнеса?
– Город у нас европейский – так мы все считаем. Желание каждого чиновника – видеть все киоски красивыми и стильными. Поэтому перед каждым глобальным событием нам приходится переоборудовать наши торговые места. Первый раз это произошло перед Играми доброй воли. Город одели в золотой павильонный наряд. Это было богато, но не стильно.
– Это за чей счет происходило?
– За наш. Мы должны были на свои деньги менять торговое оборудование.
– И по навязанному вам проекту?
– Да. И общаться с навязанным нам изготовителем. В этом золотом обличье мы простояли где-то до 2000 года, когда встал вопрос о чемпионате мира по хоккею. Иван Уралов, главный художник города, стал искать новые проекты. Надо сказать, что некоторые из них были удачными, но дорогостоящими. Деваться нам было некуда. И мы стали свое золото менять на стиль. А стиль стоит от пяти до десяти тысяч долларов за один киоск. Это только торговое оборудование, без внутренней отделки. Мы затянули потуже пояса, пережили и это. Далее последовало трехсотлетие Петербурга. К нам воззвали, как к патриотам города, чтобы мы опять все переделали. Я никогда любовь к городу не сбрасывала со счетов. Но где взять деньги? «Ну, ребята, вы же все можете», – было нам сказано. Действительно, российский предприниматель может все. И мы смогли. Теперь с ужасом ждем очередной даты.
– Но вы довольны тем, как теперь выглядят ваши киоски?
– Хочу сказать, что я побывала в Европе. Так вот газетных киосков лучше и краше наших я не видела нигде, кроме как на Елисейских Полях в Париже. В центре Праги стоят такие железные, ржавые коробки, что я подумала: «Боже мой, нет на вас глав администрации». Нам не дали бы разрешения на торговлю, если бы увидели хоть одну ржавую точку на оборудовании.
– Насколько, по-вашему, интернет-издания могут составить конкуренцию печатным изданиям в будущем? Ведь человеку всегда надо что-то листать за утренним кофе?
– Наше поколение привыкло листать. Я смотрю на моих детей, на молодежь – им листать совсем неинтересно. И я думаю, что интернет – реальная конкуренция бумажным СМИ, за ним будущее. Лидер продаж у нас на сегодняшний день – интернет-карты. Вот вам один из показателей.
Комментарии (0)