Нет человека в мире кино, который бы не знал, кто такая Ада Ставиская. Сегодня она - самый знаменитый продюсер отечественного кино. В бурные времена перестройки Ставиская создает первую в стране частную киностудию "Панорама". В "Панораме" были сняты самые знаменитые отечественные сериалы: "Охота на Золушку" и "Тайны следствия". Училась же Ада Семеновна на юридическом факультете ЛГУ миени Жданова. И в дипломе у нее написано - "правовед".
– Неужели вы учились вместе с Путиным?
– Нет, он учился чуть позже. А я защищала диплом на тему «Авторские права на киносценарий». Мне очень хотелось заниматься кино, поэтому после окончания Университета я оказалась на киностудии «Леннаучфильм». Так началась моя карьера. Поэтому нынче я могу с гордостью говорить о том, что я – карьерный продюсер. Но вряд ли бы я им стала, если бы не прошла суровую профессиональную школу директорства в советском кино. Директора картин могли и умели делать все. Когда меня пригласили на «Ленфильм», то сразу же отправили в экспедицию – снимать «Лес» c Владимиром Мотылем.
– Позвольте «гендерный» вопрос. Женщине тяжелее трудиться продюсером, чем мужчине?
– Я так не думаю. Конечно, в баню с мужиками не пойдешь, чтобы попариться и обсудить все дела. Все зависит от характера человека. А мужчина ты или женщина – мало кого интересовало. Точнее, интересовало, но не в смысле профессии. Мне приходилось заниматься многими мужскими делами. Особенно, когда мы снимали в Североморске и в Видяеве картину Арановича «Торпедоносцы». Мне, женщине, приходилось заниматься и строительством декораций, и переговорами с военными, и разбираться в военной технике.
– Директоров на картину выбирали режиссеры?
– Как правило, к их мнению прислушивались. Но были и такие режиссеры с невероятно трудными характерами, от которых многие директора просто прятались, чтобы не работать вместе с ними. Они и сейчас есть, эти режиссеры. И некоторые даже снимают кино. Люди, которые хорошо делают свою работу, всегда достаточно жестки в отношениях с окружающими. Если ты работал с Семеном Арановичем хотя бы на одном фильме, то это заменяло любой ВГИК.
– Почему разошлись ваши пути с Арановичем?
– Они не совсем разошлись. Просто 2 декабря 1988 года была зарегистрирована студия «Панорама».
– Сколько картин вы сделали за свою карьеру?
– Никогда не считала. Мне некогда считать – я работаю.
– Чем нынешний продюсер отличается от директора картины советских времен?
– Директор – это по нынешним меркам исполнительный продюсер, занимающийся организацией съемок. А продюсер – это тот человек, кто придумывает проект.
– И ищет деньги?
– Не каждый, кто располагает деньгами, может быть продюсером. Деньги найти – не проблема. Вон сколько банков кругом. Продюсер должен быть человеком, способным генерировать идеи. Он должен быть способен эту идею развить, найти людей и средства, которые бы ее и осуществили. Естественно, что он должен знать ту аудиторию, для которой он собирается делать свой фильм.
– В ваших популярных телесериалах главные героини – женщины…
– Я абсолютно не cтрадаю феминизмом. Но что делать, если единственный герой-мужчина в современной литературе это – Кыся из романа Владимира Кунина. Это – настоящий герой, который просится на экран. А остальные популярные персонажи носят юбки.
– Может быть, нынешнему мужчине просто трудно быть героем? Для этого надо идти либо в «братки», либо – в спецназовцы.
– По-моему, это и есть проблема. Первичные половые признаки, конечно, играют свою роль. Но женщины сегодня сильнее мужчин. Они более умело приспосабливаются к обстоятельствам, они более изворотливые. Они превосходят мужчин в настырности.
– В кино служебные романы помогают или мешают делу?
– Любовные отношения между мужчиной и женщиной могут возникнуть и возникают не только на съемках фильма. Они могут случиться и на ткацкой фабрике, и в редакции газеты. Другое дело, что наша профессия очень сильно завязана на человеческий фактор, а когда возникают любовные романы в съемочной группе, то это может быть и злом, и благом. Ведь на съемках, особенно в экспедициях люди
живут как одна семья.
– У вас бывали такие случаи?
– Если вы имеете в виду мои отношения с Юрием Каморным, то мы поженились еще тогда, когда я не работала в кино. В Ленинграде о нашем браке знали лишь единицы. Тем не менее мы вместе работали на двух картинах, ничем себя не выдавая. Один-единственный раз я уже рассказала эту историю, поэтому с той поры дала себе слово никогда больше об этом не говорить. Трагическая гибель Юры случилась через полгода после того, как мы развелись.
– Когда я позвонил вам домой, то мне порекомендовали искать вас в офисе студии. Мол, Ада Семеновна там днюет и ночует. Вы когда -нибудь отдыхаете?
– Бывает. Но здесь, на студии, я поставила в кабинете кожаный диван, чтобы в случае задержки оставаться ночевать.
– У генерального директора студии «Панорама» есть любимая фраза?
– Для меня есть упоение в бою.
Комментарии (0)