Глава совета директоров группы компаний «БестЪ» стал пионером революционного для Петербурга девелопмента: вдали от центра создал культурное пространство «Бенуа 1890» на месте исторической фермы и готовит открытие в нем детского образовательного центра.
Почему вы занялись реновацией заброшенного сада Бенуа?
Уже несколько лет я являюсь членом любительской хоккейной команды, и одно время мы играли на катке неподалеку от сада. Тогда сразу несколько компаний конкурировали между собой за возможность застроить сад высотными домами, но когда почти развалившиеся постройки на его территории признали памятниками архитектуры, любое новое строительство здесь стало невозможно — интерес у инвесторов иссяк, и несколько раз торги отменялись из-за отсутствия желающих приобрести эти руины. В 2011 году мы купили то, что осталось от фермы Юлия Бенуа: когда-то образцовое молочное хозяйство было поставщиком императорского двора, в советские годы превратилось в совхоз «Лесное», а затем пришло в упадок. Если бы мы не были профессионалами в девелопменте, то не смогли бы вернуть к жизни груду кирпичей, протянуть сюда электричество и подвести все коммуникации. Мы решили создать на территории сада культурное пространство «Бенуа 1890» и сделать его притягательным местом для этого района города — давно понятно, что Петербургу необходима децентрализация. Разумеется, я с самого начала видел и коммерческий потенциал в этом проекте.
В здании бывшего коровника мы открыли один из самых больших в городе ресторанов, в запуске которого нам помогал Арам Мнацаканов. На нашей территории уже работает «Школа Бенуа» — в полном объеме она откроется в сентябре в восстановленном здании дачи Юлия Юльевича. В основе учебных программ для детей 2–7 лет в школе лежит Теория решения изобретательских задач, разработанная в 1970-е советским ученым Генрихом Альтшуллером. Чем хороша ТРИЗ? Она учит ребенка выходить за пределы шаблонов мышления, правильно формулировать и решать проблемы, помогает открыть креативность. Параллельно мы сотрудничаем с компаниями Apple и Lego: развиваем «Лего»-конструирование и разумно используем планшеты для iPad-обучения. В целом у нас получилась суперсовременная программа детского дошкольного образования, единственная подобная в городе, да и в стране в целом. И поскольку мы оказались носителями очень ценных знаний, то планируем дальше продавать франшизу на создание таких центров.
Вы активно используете в этом проекте дополненную реальность. В чем причина вашего интереса к ней?
Это следствие множества ограничений, которые КГИОП накладывает на использование зданий фермы, — столкнувшись с ними, мы решили сделать собственное мобильное приложение и развивать дополненную реальность. Придумали героев, Бенуариков, которых с большим юмором нарисовал художник Николай Копейкин. По легенде, эти персонажи живут в нашем парке, и теперь дети активно ищут их среди исторических построек — причем мы начали развивать эти квесты еще до появления моды на покемонов. Истории о Бенуариках сочинила писатель Екатерина Матюшкина, и недавно мы выпустили уже вторую ее книгу: при наведении телефона с установленным приложением на страницы появляются сказочные 3D-герои. А в изданной нами «Азбуке Бенуарии» (дань знаменитой «Азбуке в картинках» Александра Бенуа) каждая иллюстрация превращается в небольшой анимационный мультфильм. Сегодняшнего ребенка уже невозможно оградить от гаджетов, а дополненная реальность хороша тем, что ребенок все-таки читает книгу, а не уходит в виртуальный мир.
Ваши дети вышли из дошкольного возраста, откуда у вас такой интерес к сказочным персонажам и к дополнительному образованию?
Да, сыну уже тридцать, одна дочь студентка, другая — школьница. Но, во-первых, когда-то появятся внуки, а во-вторых, и развитие дополненной реальности, и дошкольное образование я рассматриваю прежде всего как очень хороший и недооцененный бизнес.
А склонность к предпринимательству у вас наследственная?
Вроде бы нельзя так сказать, купцов среди предков не было, а с другой стороны, как посмотреть: мой дед был директором завода, а отец, доктор наук, профессор и в прошлом декан факультета Политехнического института в Свердловске, после перестройки оставил вуз и открыл свой собственный очень успешный бизнес.
Почему вы в свое время выбрали Ленинград и учебу в Кораблестроительном институте?
Хотелось начать жить отдельно от родителей, и поэтому я придумал себе историю, что очень люблю море. Вуза соответствующего профиля у нас в Свердловске не было, и я с чистой совестью уехал поступать в Корабелку. После ее окончания поработал на судостроительном заводе, но быстро понял, что это не мое.
Зато сфера недвижимости оказалась вам интересной?
Это творческая работа, ведь каждый объект по-своему индивидуален, начиная от местоположения и проекта, — в мире нет двух одинаковых зданий. Мне нравится строить и реконструировать дома качественно и красиво: например, на месте возведенного нами на Песочной набережной комплекса Omega House можно было бы разместить не сорок, а шестьдесят тысяч квадратных метров жилья, да и наш бизнес-центр Avenue на Аптекарской набережной мог бы быть гораздо больше и в итоге экономически выгоднее, но мы осознанно выбираем хороших архитекторов, которые не пойдут на компромисс прежде всего с самими собой. Когда видишь, как созданный тобой продукт приносит удовлетворение людям, ты и сам испытываешь радость от этого.
Текст: Виталий Котов
Фото: Алексей Костромин
Комментарии (6)