Экспозиция в виде смодулированного пространства общей площадью в 2200 кв. м включает последовательность гиперобъектов из вторичных материалов и предлагает задуматься о целом ряде этических и философских вопросов: проблемы экологии, влияние глобализации на социум, место человека в современном мире. Автор проекта — художник, режиссер, номинант фестиваля «Каннские львы» PRANNA, чьи работы многократно выставлялись в Новой Третьяковской галерее и других крупных институциях.
Композиционно «Антрополэнд» представляет собой замкнутый периметр из 12 модулей, в каждом из которых расположен гиперобъект — некая рукотворная модель, созданная человеком по прототипу природного: пирамида-гора, лес из строительных лесов, холмы из прежнего покрытия футбольного стадиона и т. д. Осмысление культуры как второй природы — одна из ключевых идей инсталляции.
Несмотря на то, что проект апеллирует к теме экологии, в нем основной акцент сделан не на потреблении как таковом, а, скорее, на том, что человек оставляет после себя и как влияет то, что он производит и потребляет, на других людей и на социум в целом. Причем не только в физическом плане, но и в других аспектах жизни: в цифровой среде, в ментальной области, в этической сфере.
PRANNA
Художник, автор проекта «Антрополэнд»
Я стремилась сделать максимально доступное художественное произведение для зрителя любого возраста и с любым уровнем подготовки. Мне кажется, искусство должно быть понятным каждому, кто хочет его понять. Поэтому герой моего произведения — любой человек, у которого в душе откликаются поднятые в этой работе вопросы и который пришел в Антрополэнд, чтобы попытаться найти ответы.
Поскольку тотальная инсталляция предполагает минимальную дистанцию между зрителем и произведением, люди живо вовлекаются в происходящее. Человек не отделяет себя от художественного объекта, как в случае с картиной или скульптурой, а попадает внутрь интерактивной среды, схожей с виртуальной игрой. Здесь нет запретов: можно трогать, забираться на предметы, нажимать на кнопки — делать все, что позволит лучше прислушаться к своим ощущениям.
Для многих посетителей, большинство из которых воспитаны на классическом искусстве, это совершенно новый опыт, но и поклонникам современных жанров не будет скучно: тотальные инсталляции — редкий медиум в искусстве. Интерактивность интересна и взрослым, и детям.
Помимо гостей-посетителей, в Антрополэнде есть и местные жители — Свидетели в специальных костюмах, которые фигурируют во всех произведениях PRANNA. Это образ человека будущего, который пришел сюда, чтобы осмыслить действующие социальные практики, поделиться опытом и, возможно, помочь человечеству прийти к какому-то более позитивному результату.
Свидетели обезличены, поскольку художника больше интересуют не проявления индивидуальности, а то общее, что есть между людьми. В современном мире люди часто чувствуют себя вовлеченными в огромный производственный конвейер, который делает их одинаковыми. С другой стороны, некоторая унификация заложена в социуме природой и культурой и бытует с самых древних времен. Недаром у людей по всему миру общие имена.
Другая важная тема — ощущение неопределенности будущего и неустойчивости настоящего. Очевиднее всего она воплощена в модуле «Лес», где представлена серия мозаик, выполненных по авторской технологии из переработанного пластика. Она была сделана в 2020 году: пандемия, движение BLM в Штатах, масштабные политические игры — PRANNA, как и многие, очень тяжело переживала то время и размышляла, к чему все это приведет. Так на ее картинах появились роботизированные ангелы в футуристических шлемах и Мадонна с младенцем в виде механического существа, олицетворяющего XXII век. Канонические мифологемы прошлого переосмысляются через призму современности и призывают задуматься о глобальных процессах.
Зал «Время», пожалуй, один из самых интересных. Он представляет интерпретацию времени через метафору «время лечит». Здесь, с одной стороны, «место под солнцем» — место для отдыха. С другой, это больничная палата, но с третьей — это не что иное, как донорское отделение, где люди делятся витальной энергией, которая по большой запутанной системе переходит в некий артефакт, в коллективное сердце.
В капельницах красный, синий и желтый — RGB, базовые цвета. Две большие линзы интересны тем, что, когда проходишь перед ними, отражение идет в другую сторону — это оммаж индийскому художнику Анишу Капуру и, опять же, отсылка к метафорам времени — «обернуть время вспять».
PRANNA
Художник, автор проекта «Антрополэнд»
Зрители задают вопросы, остаются на лекции, вступают в диалог со спикерами — их действительно все это интересует. Я впервые вижу, что люди не стесняются спрашивать и разбираться: они пишут письма, я на них отвечаю, получается диалог. Для меня это очень ценная обратная связь. Иногда я открываю в зрительском прочтении новые стороны своих произведений.
Следующий зал «Флорариум» воплощает триумф природного. Одновременно это симбиоз живого и рукотворного. Символ инженерной мысли — воздуховоды — превратились в основу для клумбы, душ — в систему полива растений. За старомодным креслом расположена ротонда, прикрытая кружевами и занавесками. Тут интересен мотив незащищенности «дома из стекла». XXI век — век отсутствия приватности, но, с другой стороны, домашний уют, семейные традиции, память о предках дают опору в ситуации глобальных перемен — болезненных, но неизбежных.
В такие моменты особенно необходимо что-то, от чего можно оттолкнуться, чтобы обрести новые силы и двигаться к развитию. В инсталляции идеи экологии и эмпатии к жизни планеты призваны быть тем смыслом, который необходим человеку и обществу для консолидации на почве общих ценностей. Опора на себя, помощь близким, забота о месте своего присутствия и друг о друге — вот три простые идеи, к которым человек приходит в Антрополэнде через лабиринты метафор и артефактов.
Кожевенная линия, д. 40
anthropoland.art
Реклама. ИП Малай Анна Сергеевна, ИНН 770175797856
Комментарии (0)