Фиксация жизни советских граждан в фото «глянца» того времени — журнале «Огонек», книжные иллюстрации Александра и Валерия Траугот, яркие картины участника «Новых художников» Андрея Крисанова и украшения его жены Тамары по их мотивам, а также брутальная красота архитектуры в фотопроекте Михаила Розанова — рассказываем о лучших экспозициях последнего месяца лета.
«Не для старых этот край», Marina Gisich Gallery (18+)
В Marina Gisich Gallery стартовал проект, над которым признанные мэтры совриска и молодые художники работали вместе. «Динамические пары» составляли Вика Бегальская, Александр Вилкин, Андрей Семенов, Иван Горшков, mrachnik, Александр и Лиза Цикаришвили, Владимир С, самуилл маршак (Дима Королев), Грехт, Гализини, Иван Чемакин, Катя Веселовская, Константин фон Рибен, Петр Белый, Александр Морозов, Иван Химин, Петр Швецов и Эмилия Санги.
Как отмечают в галерее, такой симбиоз есть «путь к преодолению патриархальной иерархии, приток свежей крови, в которой всегда так нуждается искусство».
Подробнее здесь.
До 30 сентября
«Карпаччо, высокая вода», Главный штаб (12+)
В Главном штабе Эрмитажа в красном зале-трансформере стартовал «венецианский» проект Анатолия Белкина, художника, бывшего главреда «Собака.ru» и автора выставки-мистификации 2004 года «Золото болот». Он посвящен осмыслению стихии и сопротивления ей через призму картин Витторе Карпаччо.
По словам Белкина, идея проекта пришла к нему в 2019 году. Он бродил по венецианским церквям и дворцам и восхищался увиденным. Вернувшись в Петербург, он узнал, что в Венеции произошло сильное наводнения. Осознание «уязвимости искусства перед непреодолимой силой серо-холодной темной массы, способной поглотить величайшие достижения человеческого духа» и вдохновило его на создание работы. На ней из воды выплывают части картин Карпаччо: «Диспут святого Стефана в Синедрионе», «Проповедь святого Стефана», «Триумф святого Георгия», и тонут фрагменты «Благовещения» и «Чуда реликвии Креста на мосту Риальто».
Подробнее здесь.
Со 2 августа по 1 октября
«Огонек. Жизнь как праздник», «Эрарта» (12+)
В «Эрарте» показывают архивные кадры журнала «Огонек» 1930-1970-х — от румяного Юрия Гагарина, которому жена Валентина поправляет галстук, до ударницы в зернохранилище. То есть все те «подвиги коллективного труда, картины нового быта, сцены беззаботного детства и заслуженного отдыха», через которые прослеживается отрефлексированная в советском «глянце» история страны.
Для «Огонька» работали лучшие советские фотомастера. Здесь публиковались Аркадий Шайхет, Елеазар Лангман, Эммануил Евзерихин, Всеволод Тарасевич, Исаак Тункель, Михаил Савин, Эдуард Эттингер, Галина Санько, Дмитрий Дебабов, Семен Фридлянд, Лев Бородулин, Лев Шерстенников и, конечно, Дмитрий Бальтерманц. Последний начал работать в издании в 1946-м, а с 1965 по 1990 год возглавлял его фотоотдел. Проект организован при участии МАММ.
Подробнее здесь.
С 3 августа по 3 декабря
«Степан Петрович Яремич. 1869–1939», Русский музей (Садовый вестибюль Михайловского дворца) (6+)
Камерную выставку ученика Николая Ге и соратника Михаила Врубеля разместили в садовом вестибюле. Это пять картин и 17 графических работ, на которых запечатлены виды Петербурга, Парижа, Венеции и Крыма, какими они были в начале ХХ века. Для Русского музея Степан Еремин имеет особое значение — он был членом Совета художественного отдела с 1917 по 1934 годы и внес весомый вклад в расширение коллекции.
Подробнее здесь.
С 4 августа по 9 октября
«Братья Траугот. Времени нет», Музей печати (16+)
Сказки с рисунками под инициалами Г.А.В. Траугот были, пожалуй, в каждой советской семье. Отец Георгий Траугот и его сыновья Александр и Валерий использовали единую подпись. Кстати, единственный наследник династии живописцев, легенда Петербурга Александр Траугот в память о своих близких до сих пор подписывается тройным инициалом — оставаясь тем самым с ними в непрерывном диалоге.
Впрочем, в Музее печати открылась выставка работ лишь братьев Траугот. В экспозиции представлены графические циклы Александра и Валерия из коллекции издательства «Вита Нова»: оригиналы иллюстраций к изданиям пьесы Александра Пушкина «Пир во время чумы», поэм «Реквием» Анны Ахматовой, «Двенадцать» Александра Блока и «Магдалина» Анатолия Мариенгофа, стихам Ольги Берггольц, Михаила Кузмина и Осипа Мандельштама, а также прозе Эдуарда Кочергина.
Подробнее здесь.
С 8 по 28 августа
«Точка зрения. Тамара и Андрей Крисановы. Живопись, графика, украшения», Музей Набокова и Музей современных искусств им. Дягилева СПбГУ, (18+)
Живописец Андрей Крисанов входил в объединение «Новые художники» Тимура Новикова, участвовал как музыкант в «Поп-механике» Сергея Курехина и играл на бас-гитаре в группе «Кино». Переехав из Новороссийска в Ленинград в 1983-м, он быстро стал важным актором андеграундной культуры города. А яркие образы в его работах в духе нью-йоркцев Кита Харинга и Жана-Мишеля Баскии повлияли в том числне на квадратноголовых героев и ироничные сюжеты рисунков Виктора Цоя.
После смерти Андрея Крисанова в 2018 году продолжательницей его творчества стала жена Тамара, создающая по мотивам произведений мужа изящные и остроумные украшения и декоративные фигуры. В Музее Набокова покажут произведения из коллекции семьи Крисановых, собраний Владимира Лыпаря (галерея «Ультрамарин»), Олега Ишутова и Сергея Бугаева (Африки). Кураторы выставки — Анна Ратникова и Андрей Хлобыстин.
Подробнее здесь.
С 12 августа по 11 сентября
«Сталь. Стекло. Бетон», «Левашовский хлебозавод» (12+)
Проект Михаила Розанова весной этого года показывали в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева, но в антураже восстановленного памятника конструктивизма он смотрится еще органичнее. Это фотографии зданий европейского модернизма 1950-1980-х, снятые в Мадриде, Лондоне, Париже, Роттердаме, Милане, Берлине, Белграде, Хельсинки и Москве. Все снимки даны вперемешку, чтобы у зрителей свободно рождались сравнения и ассоциации. «Этим я хотел подчеркнуть, что в пространстве искусства и стиля есть только одна граница — между оригинальным и вторичным, талантливым и бездарным, поэтому блестящие московские здания эпохи модернизма стоят в серии рядом с парижскими или мадридскими», — рассказывает Михаил Розанов.
Подробнее здесь.
С 18 августа по 18 сентября
«Станислав Юлианович Жуковский», Русский музей (Строгановский дворец) (6+)
Автор лиричных пейзажей времен «Серебряного века» российской культуры учился мастерству у признанных мэтров в изображении природных и городских ландшафтов — Василия Поленова и Исаака Левитана. В его работах, как текстах Чехова и Бунина, чувствуется, что грядет эпоха больших перемен и потрясений, хотя на них и застыли мгновения безмятежности и затишья.
На выставке, посвященной 150-летию со дня рождения художника, представят его картины и графику 1890-х 1920-х из собраний Русского музея и Музея-квартиры И.И. Бродского, а также ряда частных коллекций Петербурга.
Подробнее здесь.
С 25 августа по 23 октября
«Кокон традиции», Этнографический музей (0+)
Этнографический музей вновь показывает красивое — халаты из китайского шелка, орнаментированные ткани из Средней Азии, ковры Ирана, платки Юго-Восточного Кавказа, а также вышитую одежду финно-угорских народов Поволжья и златотканые пояса слуцких мануфактур. Все это — в рамках выставки о шелке из собственной коллекции.
Подробнее здесь.
До 31 декабря
«Античный миф и современный мир», Мраморный дворец (16+)
Новый проект Русского музея посвящен тому, как античный мир, а также его мифы и герои переосмыслялись в искусстве второй половины XX — начала XXI века. Это около семидесяти произведений из собственного собрания и мастерских художников, среди которых Евсей Моисеенко, Вадима Григорьев-Башун, Михаил Едомский и многие другие.
Подробнее здесь.
До 2 октября
Комментарии (0)