Ретроспективы Василия Сурикова и Бориса Григорьева, графика Андреа Мантеньи и рисунки старонидерландской школы, советский импрессионизм, оммаж панкам и группе «Король и Шут», а также реконструкция салонов времен Дидро и проект «Суд Париса» о балеринах, певицах и актрисах разных эпох — рассказываем про главные выставки, которые можно (и нужно!) увидеть в музеях и галереях города на новогодних праздниках.
«Рисунки старонидерландской школы», Эрмитаж (6+)
В собрании Эрмитажа более 600 гравюр и рисунков, которые из-за хрупкости экспонировались не так часто. Поэтому летом 2023-го в Зимнем дворце заработала галерея графики — выставочное пространство, где лучшие образцы сменяют друг на друга.
Здесь уже показывали шедевры Дюрера, Пармиджанино, Голциуса, Рубенса, Рембрандта, Гойи и других. А с октября экспонируют рисунки старонидерландской школы. Это 72 листа, в том числе работы Петруса Кристуса, Яна Госсарта, Мартена ван Хемскерка, Питера Кука ван Альста, Корнелиса Массейса, Гиллиса Мостарта, Ханса Бола. Многие из них никогда прежде не выставлялись.
Подробнее здесь.
До 28 января 2024-го
«Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения», Русский музей (Корпус Бенуа) (6+)
Главный блокбастер не только близких новогодних, но и далеких майских праздников — выставка Василия Сурикова со всеми бэнгерами от «Перехода Суворова через Альпы» до «Боярыни Морозовой» пробудет в Корпусе Бенуа полгода.
Всего показывают более 120 работ мастера реализма и исторических сюжетов, в том числе «Покорение Сибири Ермаком» и «Степана Разина». Эти картины из собственной коллекции Русского музея долгое время находились на сложной реставрации.
Подробнее здесь.
До 13 мая 2024-го
«Суд Париса. Рождение богини», Музей театрального и музыкального (Шереметевский дворец, Полярный флигель) (6+)
Каждую осень в рамках фестиваля «Дягилев P.S.» в Шереметевском дворце стартует выставка, которая становится одним из главных экспозиционных блокбастеров года. Этот не стал исключением. Названный в честь эрмитажной картины Антона Рафаэля Менгса проект посвящен балеринам, певицам и актрисам разных эпох, которых зрители и художники, ровно как Парис в древнегреческом мифе, как судят, так и превозносят. Вот Орест Кипренский изображает Екатерину Семенову как музу трагедии, а Николай Ярошенко Полину Стрепетову — «музой гнева и печали». Альфред Эберлинг пишет Анну Павлову и Тамару Карсавину, а Борис Кустодиев восхищается красотой актрисы МХТ Фаины Шевченко.
Всего в проекте — 40 героинь, а сам он разделен на четыре раздела: от зала «Мои богини!» через «Путь на Олимп» и «Путь на Голгофу» к «Светлому пути». Кураторы — Наталья Метелица и Ирина Климовицкая, художник выставки — Юрий Сучков.
Подробнее здесь.
До 21 апреля 2024-го
«Борис Григорьев. Первый мастер на свете», Музей Фаберже (18+)
В новом выставочном пространстве Шуваловского дворца в конце сентября 2023-го стартовала большая ретроспектива Бориса Григорьева — знаменитого живописца прошлого века, писавшего портреты Скрябина, Рахманинова, Шаляпина, Добужинского, Мейрехольда, Репина и многих других. Главное событие — показ масштабного полотна «Ревизор». Также здесь представлены цикл иллюстраций к роману «Братья Карамазовы», южноамериканские пейзажи, бретонские типажи и сцены из парижской жизни.
Подробнее здесь.
До 28 января 2024-го
«Салоны Дени Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века», Эрмитаж (Зимний дворец) (6+)
Во Франции показывать современное эпохе искусство широкой (относительно) публике начали в XVII веке. А уже в столетии XVIII-м появились и попытки осмыслить увиденное на выставках в Пале-Рояль и Квадратном салоне Лувра: свои статьи им посвящал философ Дени Дидро.
Проект Эрмитажа (совместный с Пушкинским музеем) — попытка пофантазировать, как выглядели те самые парижские Салоны времен Дидро, инициированные Королевской академией живописи и скульптуры. Аутентичные времени полотна и рисунки Франсуа Буше, Жана Оноре Фрагонара, Жан-Батиста Греза и Никола Ланкре развешены в несколько ярусов — так тогда было принято.
Подробнее здесь.
До 17 марта 2024-го
«Владимир Лебедев. Портрет художника на фоне дневника», KGallery (0+)
Выставку советского художника-графика и иллюстратора детских книг в галерее готовили несколько лет — с тех пор, как в ее владение попал личный архив Владимира Лебедева, в том числе его дневник. Личные записи, в расшифровке которых помогала заведующая отделом рисунка Русского музея Наталья Козырева, развенчали мифы о личности Лебедева. Например, о его нелюдимости. На графику и картины художника авторы экспозиции и предлагают взглянуть с позиции тех открытий, что были сделаны.
Подробнее здесь.
До 14 января
«Панк-культура. Король и Шут», «Севкабель Порт» (16+)
Выставка-дилогия — проект в уже фирменном для ее авторов, команды Planet9, формате: бродилки с аудиосопровождением, где познавательное чередуется с аттракционами и сеттингом для фото на сотни лайков в соцсетях.
Правила игры знакомы зрителям, побывавшим на петербургских «Балабанове» и «Первой позиции. Русском балете» или столичном «Виктор Цой. Путь герой». Вам выдадут наушники с аудиогидом, реагирующим на реперные точки по ходу экспозиции. Тот то поведет рассказ о том, что есть панк вообще, то включит Sex Pistols, The Clash или The Stoogies c Игги Попом, то подскажет, как самому стать панком здесь и сейчас — например, забраться с ногами на авто в первом же зале. (Читайте наш подробный материал о том, как устроена выставка.)
Подробнее здесь.
Идет с 3 ноября
«Михаил Шемякин. Взгляд сквозь время», Центр Михаила Шемякина (18+)
Особенно близкий сердцу каждого петербуржца художник в мае отметил 80-летие. К юбилею Михаила Михайловича в «Редакции Елены Шубиной» вышло уникальное издание — красочная автобиография. В ней он не только рассказывает о бытовании художников в Советском Союзе, но и иллюстрирует текст собственными рисунками.
К релизу книги приурочена и выставка, на которой представлены живопись и графика Шемякина разных лет, фотографии 1960-х и даже две инсталляции.
Подробнее здесь.
До 10 марта 2024-го
«Алина Глазун. Так не бывает», MYTH Gallery (18+)
Котик наших сердец, художница Алина Глазун, автор великого редимейда «Уязвимый», сайт-специфик-инсталляции «Ничего не осталось» и обжедара «Успех», показывает в MYTH Gallery новый проект «Так не бывает» — те самые лайтбоксы и настенные объекты на бархате.
Вот как о проекте рассказывает она сама: «Эта выставка ничего не исследует, не ставит вопросы, не переосмысливает, не манифестирует, не артикулирует, не призывает к рефлексии, а просто предъявляет ряд образов, которые почему-то явились автору и очень его взволновали. Возможно, он затронут и зрителя, запустят механизмы его воображения и откроют поле фантазии и вдохновения».
Подробнее здесь.
До 11 февраля 2024-го
«Свет и воздух, традиции импрессионизма в советской живописи», МИСП (0+)
Масштабный межмузейный проект доказывает, что в советском искусстве был не только соцреализм. В экспозиции — сотни картин в духе импрессионизма, «словно сотканные из света и воздуха». Большинство работ ранее широкой публике не демонстрировали, их авторы малоизвестны, но тем ценнее увидеть все вместе.
Подробнее здесь.
До 10 марта 2024-го
«Сиамак Филизаде. Рожденные пешками», Эрарта (18+)
Иранский художник, чьи произведения есть в коллекции Метрополитен-музея, работает на стыке фото и цифрового искусства, создавая многофигурные проекты-манифесты о современном мироустройстве. Среди персонажей его полотен — главнокомандующий, пожиратель нефти, клоун, тучный султан, пророк и пешки — обычные люди, которые воспринимаются в политических играх, как и в шахматах, как расходный материал. Но на самом деле они столь же важны, как и античный хор — могут перевернуть весь ход повествования.
Подробнее здесь.
До 14 апреля 2024-го
«Художники- универсанты. К 300- летию Санкт-Петербургского государственного университета», Музей современных искусств им. Дягилева (12+)
Многие известные художники были выпускниками Университета, в том числе Врубель, Ге и Поленов. На камерной выставке в Музее современных искусств им. Дягилева СПбГУ, впрочем, показывают не всех из них (ведь это почти полторы сотни имен!), а лишь произведения из собственного собрания и некоторых частных коллекций. Тем не менее здесь можно будет увидеть работы Николая Рериха, Ивана Билибина, Юрия Анненкова, Александра Бенуа и Мстислава Добужинского, советских классиков Георгия Верейского, Сергея Штейнберга, Евгении Эвенбах, участников нонконформистского движения Олега Лягачева, Валентина Герасименко и Вадима Воинова, а также преподающих сейчас в вузе философа Валерия Савчука и искусствоведов Ивана Чечота и Глеба Ершова. Куратор проекта — Андрей Хлобыстин.
Подробнее здесь.
До 22 февраля 2024-го
«Ленинград — Петербург в объективе Сергея Компанийченко», «Росфото» (6+)
Петербургский фотожурналист снимал романтичные пейзажи белыми ночами и визит Маргарет Тэтчер в Таврический дворец, Новую Голландию с высоты птичьего полета и Даниила Гранина на даче в Комарове. На большой ретроспективы показывают все его главные работы — трогательные зарисовки из жизни любимого города, как бы он ни назывался в моменте.
Подробнее здесь.
До 4 февраля 2024-го
«Виталий Мельников. Жизнь-Кино», «Ленфильм» (6+)
На киностудии продолжается серия выставок-оммажей ее важным акторам. На этот раз она посвящена режиссеру Виталию Мельникову, которому в этом году могло бы исполниться 95 лет. За годы работы на «Ленфильме» он снял десятки картин, в том числе народно любимого «Старшего сына» с Караченцевым и Леоновым, «Отпуск в сентябре» с Далем и «Бедного, бедного Павла» с Сухоруковым.
Проект рассказывает о вехах биографии режиссера, а еще частью выставочного пространства стал кинозал, в котором можно посмотреть все фильмы Мельникова.
Подробнее здесь.
До 20 января 2024-го
«Федор Хиросигэ. Лисий огонь», Anna Nova Gallery (18+)
Этим летом Anna Nova Gallery показывала работы Федора Хиросигэ в «Павильоне» Новой Голландии. Новый проект (уже в собственных стенах галереи) вновь вдохновлен японским фольклором и аниме, но исследует стихию огня. Это не только очищающая сила и первоэлемент, но и суперспообность лисиц-оборотней. Они умеют как принимать вид девочки с красными волосами, так и поджигать все вокруг своими пушистыми хвостами. Кстати, сам Федор с огнем тоже на ты — использует в работе технику пирографии.
Подробнее здесь.
До 25 февраля 2024-го
«Дачная жизнь. Фотографии конца XIX — начала XX века», «Росфото» (6+)
В снежном декабре и январе хочет помнить о том, что когда-то лето было. И снова будет — надо только набраться терпения. Воскрешаем в памяти теплые дни, глядя на беззаботные фото дачников Российской империи, среди которых династия Бенуа, Илья Репин и академик Александр Карпинский.
Герои снимков собираются на семейные застолья и купаются, катаются на велосипедах и играют в теннис, танцуют и собирают ягоды. Словом, делают все то же самое, что и мы век спустя.
Подробнее здесь.
До 14 января 2024-го
«Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя», Музей Академии художеств (парадные залы) (6+)
Проект построен как диалог двух современников, чьи судьбы оказались похожи. Это живописец Николай Фешин (1881–1955) и скульптор Степан Эрьзя (1876 – 1959). У обоих было классическое академическое образование, оба тяготели к народному искусству, оба искали новые формы и экспериментировал, оба эмигрировали в 1920-х: Фешин — в США, Эрьзя — в Аргентину.
Всего на выставке показывают более 150 их работ, как из коллекции Музея Академии художеств, так и еще 12 институций.
Подробнее здесь.
До 3 марта 2024-го
«Формулы Андреа Мантеньи. Североитальянская графика и возрождение Античности», Эрмитаж (Двенадцатиколонный зал Зимнего дворца) (6+)
Один из важнейших мастеров раннего Возрождения Андреа Мантеньи повлиял на множество других художников. Например, Альбрехта Дюрера — в его «Морском чудовище» усматривают аллюзии на двучастную «Битву морских божеств» (авторства как раз Мантеньи).
В эрмитажной экспозиции из более 250 гравюр, рисунков, скульптур, резных камней и керамики все взаимосвязи и взаимообусловленности, очевидные для специалистов, являют и зрителям. Как Мантеньи вдохновлялся античностью, а его работы оказались близки десяткам последователей. Главный хайлайт — семь собственноручных гравюр мастера: от «Положения во гроб» до парных «Вакханалия с Силеном» и «Вакханалия с винной бочкой».
Подробнее здесь.
До 18 февраля 2024-го
«"Кажется, я играл один". Выставка об А.Г. Рубинштейне», Дом Радио (12+)
Проект о пианисте и композиторе Антоне Рубинштейне. В название вынесена цитата его самого в возрасте девяти лет, ставшая метафорой ко всему творчеству и дальнейшей судьбе: от бешеной популярности к забвению и новым попыткам рассказать о его наследии. Эта эволюция показана через три зала с архивными редкостями из частного собрания.
Подробнее здесь.
До 10 января 2024-го
«Cпециально отведенная местность. Деревня Норинская 1964—1996—2023», Музей «Полторы комнаты» Иосифа Бродского (12+)
В 1964 году по обвинению в тунеядстве Иосифа Бродского сослали в «специально отведенную местность», как было сказано в приговоре — деревню Норинскую в Архангельской области. Там он провел полтора года — работал батраком и писал стихи среди обычных крестьян, которые и стали героями выставки.
В ее основе — их рассказы, заснятые Еленой Якович на видео в 1996 году, а также стихи и рисунки Бродского из ссылки. Кураторы — Марина Лошак, Юлия Сенина, Анна Маленкова.
Подробнее здесь.
До 15 февраля 2024-го
«Никита Пирумов. Спиной вперед», Marina Gisich Projects (18+)
Нижегородец Никита Пирумов успел поработать художником-оформителем в Театре оперы и балета им. Пушкина, а позже сосредоточился на арте, выступая как от собственного имени, так и двух выдуманных персонажей-альтер эго: Эдуарда Кипяткова и Бориса Ноймана.
Его проект «Спиной вперед» — рефлексия о том, как человек воспринимает будущее, если все происходящее здесь и сейчас он по определению узнает с задержкой — например, из новостных лент. Ключевая работа — картина «Спиной вперед» о «часе волка»: времени между тремя и четырьмя часами утра, на которое приходится большинство рождений и самоубийств.
Подробнее здесь.
До 8 марта 2024-го
«Олег Котельников. Верь своей собаке», Санкт-Петербургское общество «А–Я» (18+)
На персональной выставке легенды андеграунда и участника «Новых художников» Тимура Новикова покажут его самые новейшие работы. Акварели, графика и даже стихотворения были написаны Котельниковым в ноябре и даже декабре 2023-го. Спонтанность, как показывают последние годы, лучшая стратегия.
Подробнее здесь.
До 14 января 2024-го
«Зачем нам два глаза? Стереофотография XIX–XX веков», «Росфото» (12+)
В сети до сих пор популярны мемы об особенностях нашего зрения: когда кажется, что статичные линии и точки движутся или платье представляется то синим, то золотым. Не удивительно, что в конце XIX — начале XX веков, когда кино только зарождалось и не было широко распространено, оптические иллюзии переживали бум популярности. Прежде всего, стереографии — изображения, которые кажутся объемными из-за бинокулярности зрения.
В «Росфото» показывуают подлинные стереоработы с 1870-х по 1930-е: как любительские, так и профессиональные. Это зарисовки быта семей, пейзажи и портреты. Большую часть снимков можно увидеть через специальный стереоскоп.
Подробнее здесь.
До 14 января 2024-го
«Ян Гинзбург. Atelier Paradis», Marina Gisich Gallery (18+)
Художник Ян Гинзбург в арт-форме исследует наследие московского концептуализма. Его проект Atelier Paradis — реконструкция события, которого не было на самом деле (но оно вполне могло бы быть).
Это инсталляция про поэтический вечер еще юного Эдуарда Лимонова в эпоху брежневского застоя. На квартирник собираются близкие ему и не очень люди: от наставников в литературном мастерстве (Евгений Кропивницкий) до близких друзей (Вагрич Бахчанян), жен (Анна Рубинштейн, Елена Щапова) и соперников (Виктор Щапов).
Подробнее здесь.
До 24 февраля 2024-го
«Красота святости и святость красоты. Русские иконы в драгоценных окладах», Музей Фаберже (6+)
В Музее Фаберже до середины лета 2024-го продлили выставку, посвященную русским иконам в драгоценных окладах XVIII — начала XX века. Это как часть собственной коллекции, так и собрания семьи Карисаловых. Ювелирные обрамления для икон создавали в мастерских не только Карла Фаберже, но и Павла Овчинникова, Антипа Кузьмичева, Федора Рюкерта и многих других.
Среди 300 представленных икон, например, складень «Богоматерь Казанская, Святой Николай Чудотворец, царица Александра». Он был подарен императрице Александре Федоровне в честь ее бракосочетания с императором Николаем II.
Подробнее здесь.
До 14 июля 2024-го
«Школа Филонова», Русский музей (18+)
«Коллектив мастеров аналитического искусства, школа Филонова» существовал всего 16 лет — с лета 1925-го и до смерти самого Павла Николаевича в декабре 1941-го. Но образование там было более чем насыщенным: ученикам Филонова даже запрещалось участвовать в других арт-объединениях и их выставках.
В Мраморном дворце Русского музея работы «филоновцев» показывают максимально представительно. Это, например, панно «Сибирские партизаны» Юрия Хржановского, «Казнь революционера» Алевтины Мордвиновой, «Рабочий, сидящий за столом» Эдуарда Тэнисмана и «Старый и новый быт» Софьи Закликовской. А еще — созданные Андреем Сашиным к постановке «Ревизора» 1927 года эскизы костюмов и композиция задника и иллюстрации к первому изданию на русском языке карело-финского эпоса «Калевала» (1932).
Подробнее здесь.
До 29 января 2024-го
«Под единым небом», Bashmakov Gallery (6+)
В июне 2023-го Bashmakov Gallery отпраздновала открытие в кластере на «Ленполиграфмаше» выставкой работ Дали. Второй проект в галерее не менее впечатляющий — оригиналы графики Марка Шагала. Это, например, гравюры к изданию «Мертвых душ» Гоголя. Все экспонаты находятся в коллекции Павла Башмакова, племянника легендарного Марка Башмакова, чье собрание стало основой Кабинета книжной графики в Эрмитаже.
Подробнее здесь.
До 18 февраля 2024-го
«От Ореста Кипренского до Павла Федотова. Рисунки и акварели первой половины XIX века», Русский музей (16+)
В Михайловском замке собрали лучшие рисунки и акварели первой половины XIX века из собственной коллекции Русского музея. Это эскизы и штудии Алексея Егорова, Ореста Кипренского, Александра Орловского, братьев Александра и Карла Брюлловых, Александра Иванова, Павла Федотова и многих других художников. Также разнообразны и жанры работ: от пейзажей и бытовых зарисовок до батальных сцен.
Подробнее здесь.
До 12 февраля 2024-го
«Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878 — 1968)», Русский музей (6+)
У ученика Валентина Серова и Константина Коровина была удивительная, но вместе с тем и очень типичная судьба для живописца, заставшего и Российскую империю, и Советский союз. Павел Кузнецов родился в семье иконописца и в том числе сам в 1902 году вместе с Кузьмой Петровым-Водкиным и Петром Уткиным расписывал церковь Казанской Божьей Матери в Саратове. Также он участвовал в работе «Мира искусства», ездил по приглашению Сергея Дягилева в Париж, входил в объединение «Голубая роза». А в советское время создавал работы на темы колхозного и индустриального строительства. Пожалуй, наиболее известны картины Кузнецова 1910-х — живопись, написанная им в путешествиях по Заволжью и Туркестану.
Подробнее здесь.
До 29 января 2024-го
«Художественное наследие староверов Поморья в собрании Государственного Эрмитажа», Эрмитаж (6+)
После раскола Русской православной церкви в середине XVII века староверы пустились в бега на окраины страны. Многие селились на побережье Белого моря и в близлежащих районах. Например, в глухих лесах по течению реки Выг (территория современной Карелии). Там и возникла влиятельная Выговская пустынь. Ядро эрмитажной экспозиции — 60 икон, созданных ее мастерами, в том числе трехфигурный Деисус 1730-х и образ Богоматери Тихвинской первой четверти XVIII века. Кроме того, показывают рукописи, рисованный лубок, меднолитые предметы и резьбу по дереву.
Подробнее здесь.
До 31 марта 2024-го
«Книжка с картинками. 1920-1980-е», Михайловский замок (0+)
В Русском музее с сентября идет выставка иллюстраций и обложек к детским книгам 1920-1980-х. Это работы Владимира Конашевича и Давида Дубинского, Валерия Алфеевского и Мая Митурич-Хлебникова, Татьяны Мавриной и Виктора Пивоварова, Завена Аршакуни и Юрия Васнецова. И это, как отмечают в музее, — лишь «малая часть обширной коллекции книжной графики».
До 15 января 2024-го
«Музыка птиц», Музей-квартира Римского-Корсакова (6+)
С начала лета 2023-го в музее-квартире Римского-Корсакова идет необычный проект, посвященный птицам и их образам в театре музыкальном и драматическом. Речь в нем об опере «Снегурочка» (локация обязывает), но не только — ведь в произведениях композитора «Могучей кучки» упоминается более 50 названий различных пернатых.
Показывают театральные эскизы Ламбина, Коровина, Бакста, Бенуа, Анисфельда, Федоровского, Аронсона, Ларионова, Судейкина, Бобышова, Фирера, Бруни, Доррера, Юнович. Все это — в сопровождении рассказов о жизни птиц и их реальных голосов.
Подробнее здесь.
До 19 мая 2024-го
Комментарии (0)