Работа относится к ключевому периоду в творчестве Кабаковых, когда художники начали создавать знаменитые «тотальные инсталляции» — масштабные конструкции, организующие собой сложное и насыщенное художественными метафорами пространство. Образ поезда, лежащий в основе инсталляции «Красный вагон», — один из центральных в творчестве авторов, для которых проблемы памяти, отношений человека и времени традиционно представляют большой интерес.
В Главном штабе завершается реставрация масштабной инсталляции и одной из важнейших работ искусства XX века. Илья и Эмилия Кабаковы впервые показали «Красный вагон» в 1991 году в Дюссельдорфе. В Эрмитаже представлена вторая версия работы, которая была создана в 2008 году для большой ретроспективы художников в московском «Гараже», а затем утопия-метафора СССР была передана в дар Государственному Эрмитажу.
«Когда заходишь внутрь вагона и садишься на лавочку, то переносишься в темное пустое пространство, в глубине которого по стенам расположены картины с образами из утопического советского будущего, звучит музыка 30-60-х годов, образы по стенам вагона подсвечены приглушенным направленным светом снизу», — говорила о работе Эмилия Кабакова. Вновь побывать внутри «Красного вагона» можно уже в начале апреля.
О «Красном вагоне» Ильи и Эмилии Кабаковых:
Три ключевых компонента инсталляции символизируют как этапы исторического развития в целом, так и конкретные периоды в истории СССР. От воодушевленной энергии авангарда (конструктивистская лестница, устремлённая в небо), к утопической упорядоченности и двойной реальности советской повседневности (соцреалистическая живопись, изображающая утопические сцены счастливой жизни внутри и по бортам вагона), и хаосу Перестройки (груда строительного мусора). Отсутствие рельс и колес, банки с краской и строительный мусор заставляют думать, что поезд давно уже не движется, а превратился в своеобразный памятник цивилизации, прекратившей свое существование.
По словам руководителя лаборатории научной реставрации мебели Государственного Эрмитажа Владимира Градова, который курировал восстановление «Красного вагона», специалисты «вмешивались по-минимуму»: обновили лестницу, и сваи, на которых стоит арт-объект. «Теперь конструкция прошита насквозь в трех местах. Лет 50 еще простоит», — заверил Градов. Живопись внутри инсталляции реставрировать не пришлось, тогда как декоративные панно с авторской тонировкой, изначально выполненные в технике цифровой печати, решили копировать — из-за нестабильного температурно-влажностного режима в атриуме Главного штаба изображения «поплыли».
Заведующая отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, выдержка по The Art Newspaper:
С точки зрения этики реставрации было бы неправильно восстанавливать панно классическими живописными методами, поскольку изначально они сделаны в технике цифровой печати. Поэтому после всестороннего обсуждения этого вопроса, консультации с авторами мы приняли решение о создании копий. Они выполнены в той же цифровой технике, но с использованием более современных влагостойких составов. Оригинальные панно отправятся для постоянного хранения в реставрационный центр в Старой Деревне, где будут находиться в идеальных для их сохранности условиях. Основными задачами данной реставрации было восстановление авторского вида инсталляции — с одной стороны. А другой — приспособление ее к ежедневной встрече со зрителями. С ними удалось справиться.
Комментарии (0)