Ася Заславская, Максим Има, Петр Кирюша, «Малышки 18:22», Алексей Лука, Дмитрий Марголин, Вильгений Мельников.
Для арт-дропа «Коллекционировать искусство» редакция «Собака.ru» собрала всех акторов совриска в России. Поговорили с теми, кто не только покупает или продает, но и прививает культуру коллекционирования, а также собрали галереи, коллекционеров и художников — актуальных (здесь первая, вторая и третья части), патриархов, истеблишмент (здесь части первая и вторая) и дижитал. Внимание, у нашего арт-дропа есть побочное явление: вам тоже захочется коллекционировать!
Ася Заславская
Мультидисциплинарная художница с архитектурно-реставрационным бэкграундом — ученица архитектурного фотографа Юрия Пальмина и архитектора, художника и куратора Кирилла Асса — росла в творческой среде: ее отец, Григорий Заславский, руководит ГИТИСом.
Перечисление проектов Аси за последние 4 года составит конкуренцию CV авторов с 20-летней карьерой за плечами: Триеннале российского современного искусства в «Гараже», выставки в фонде культуры «Екатерина», галерее «Граунд Солянка», кластере «Октава», резиденция в ЦСИ «Сияние». Среди ее работ — мемная инсталляция «Люблю» (2023) из ламп с надписью: «Не я не тебя не люблю», которые зажигаются по специальному алгоритму, а также сердечки из наждачки, серьезная живопись на иконных досках и инсталляция «План», напоминающая декорации фильма «Догвилль». Ася умеет нежно и тонко рассказать о личном и интимном, не скатываясь в излишнюю «девочковость», играя на полутонах — разномастные тарелки на длинном, покрытом скатертью столе или надпись мелом: «Классная работа» на зеленой доске. Интонации улавливаются с трех нот, поэтому ее работы одинаково близки школьницам, гуляющим по «Винзаводу», админам светских тг-каналов и арт-критикам.
pop/off/art
Живопись на иконных досках — от 220 000 до 350 000 ₽.
Работы с бисером на бумаге — от 30 000 ₽.
Максим Има
Стрит-артист и куратор проектов в области уличного и публичного искусства. Начал заниматься художественной практикой в 2005 году.
Стрит-артист и куратор проектов в области уличного и публичного искусства. Начал заниматься художественной практикой в 2005 году. Поездки на электричках по Ленинградской области в поисках абстрактных граффити сформировали стиль Максима. Спустя несколько лет начался новый этап: художник обратился к созданию масштабных надписей — цитат и высказываний о стрит-арте и современных художниках, рассуждений о ценности искусства. В студийных работах он не забывает про «уличное» прошлое — на холстах и бумаге появляются элементы, созданные аэрозольной краской, а образы сливаются в шрифтовые композиции. В 2019 году Има курировал пророческую выставку «Хоть стой, хоть падай» (Музей стрит-арта) о тотальном шоке от происходящих событий, когда начиналась эпидемия ковида. В 2021 году создал граффити с текстом переживаний лирического героя «Мои стенания» на экспозиции Русского музея в рамках выставки «Поколение тридцатилетних в современном русском искусстве». Има — соонователь творческого объединения и совместной мастерской уличных художников 10.203 на «Исткабеле», где в бывших заводских цехах показывают проекты только резидентов сообщества и других важных акторов локальной сцены. Коллажные графические серии Имы (от 40 000 рублей) не только находятся в собрании новой институции «Стрит-арт хранение», посвященной искусству «уличной волны», но и продаются в их онлайн-лавке.
Inloco, лавка «Стрит-арт хранения», bizar
Графика — от 10 000 до 45 000 ₽, живопись — от 2 500 до 35 000 $.
Петр Кирюша
К работам Петра Кирюши нужно присматриваться — это абстракции с приятным для глаза колоритом или максимально точные визуальные заметки о современности. Котик в костюме банана посреди новостроек из стекла и бетона, цистерна с нефтяным фонтаном и городской пейзаж с человеком в противогазе — вот сюжеты акварелей Кирюши.
Краски на его картинах кажутся выцветшими, словно на помутневших от времени фресках, так что самые обыденные сюжеты на его полотнах, колористически напоминая о монументальном искусстве прошлых эпох, приобретают значительный вид. Ольга Профатило из Myth Gallery рассказывает, что сначала коллекционеры, в отличие от публики, отнеслись к художнику прохладно, но затем «распробовали» — сейчас он один из самых востребованных авторов галереи. В этом году работы Кирюши отправятся на южнокорейскую ярмарку Art Busan. Графика художника есть в собрании Фонда Даниэля и Флоранс Герлен, который специализируется на современном рисунке.
Iragui и MYTH Gallery
живопись — от 80 000 до 900 000 ₽ за большие холсты, графика — от 30 000 до 150 000 ₽.
«Малышки 18:22»
Сестры Ника и Аксинья Сарычевы из Томска за последние пару лет сделали прыжок из сибирского андеграунда в «ГЭС-2», музей «Гараж» (с персональной выставкой!) и на обложку журнала «Сноб».
Вы сразу узнаете их работы по розовому цвету, но дело тут не в моде на барбикор, у «Малышек 18:22» розовый — отсылка к цвету разбавленной крови. За девичьими туфельками, сладостями и girly-инсталляциями скрываются отсылки к классикам видеоарта «Синим носам», сибирскому контексту и теме насилия в широком смысле. Они исследуют проблематику уязвимости, феминности, сестринства и накладывают на суровую действительность фильтр фантазийного мира. «Наши работы похожи на тортики: они многослойны и непонятно, какая внутри начинка». «Малышки 18:22» работают с графикой, живописью, реди-мейдом, текстилем, видео, перформансом, городской интервенцией и диджитал-артом. В ближайших планах — летняя резиденция в Апатитах в ЦСИ «Сияние» Андрея Малахова.
Shift gallery, «Объединение»
сейчас 40 000–60 000 ₽ за объект или небольшую живопись, но галеристы обещают повышение цен.
Алексей Лука
Представитель так называемой «уличной волны» — стрит-артисты, востребованные в галерейном и музейном формате. Главное медиа Алексея на сегодняшний день — ассамбляжи и объекты из найденных материалов, arte povera, но с архитектурным подходом, который художник усвоил за время обучения в Московском архитектурном институте.
Выглядят работы Алексея примерно так: фрагмент советского трюмо, оконной рамы или двери, а также вырезанные из фанеры абстракции аккуратно покрашены акрилом или аэрозольным баллончиком и собраны в композиции, в которых угадывается влияние Эль Лисицкого, Владимира Татлина и других конструктивистов. Наравне с малыми формами Алексей умеет обращаться с монументальным жанром мурала — его приятные глазу геометрические настенные росписи можно найти в тульском кластере «Октава», уральской Сатке и нескольких итальянских городах. На ярмарке Cosmoscow стенд галереи Ruarts с работами Алексея получил награду как лучший стенд 2023 года. Ближайший проект — персональная выставка в арт-центре «Ларец» (его курирует Андрей Бартенев!) в Суздале. Открытие 28 апреля — смотреть обязательно, тем более что в этом году город празднует 1000-летие.
Ruarts
От 35 000 до 85 000 ₽ за коллажи, от 180 000 до 600 000 ₽ за объекты. Редкая работа на холсте (полиптих) экспонировалась на выставке Луки «Фантомные воспоминания» в галерее Ruarts, в декабре 2023 года была продана в московскую частную коллекцию за 560 000 ₽.
Дмитрий Марголин
Художник Дмитрий Марголин за пандемию расписал библейскими сюжетами храм Святого Иоанна Крестителя в деревне Рождество в Пушкиногорском районе, поместил святых в современные реалии. Сделано это не ради хайпа или попытки поколебать устои — выпускнику петербургской Академии художеств важно показать, что христианская история жива и более чем современна.
Фрески, которые на первый взгляд кажутся написанными талантливым самоучкой, хотели было закрасить, но за них, как за культурное наследие, вступилось арт-сообщество. В церковь можно попасть по договоренности или с арт-туром от Pop-up Gallery в компании самого художника. Его живопись действительно вызывает сильные чувства: крупноформатные холсты с историями из Ветхого и Нового Заветов, а также античные мифы он осмысляет по-своему. Каждую композицию Марголин выдумывает заново, не повторяя канонических образов, которые лишь отчасти узнаются. В 2024-м он закончил серию офортов «Библейские сюжеты» в семнадцати гравюрах и продолжил эксперименты с керамикой — вслед за Гераклами и Медузами Горгонами из античной серии на больших тарелках теперь изображены обитатели райского сада.
a—s—t—r—a gallery, Pop-up gallery
Керамика — 220 000 ₽, офорты — 30 000–100 000 ₽.
Вильгений Мельников
Художник с мышлением и образованием инженера — до арт-карьеры Вильгений получил диплом «Инженерное дело в сфере технологии и конструирования механизмов машин и производственных линий».
После экспериментов с ресайклом, «мусорными» ассамбляжами и кинетическими инсталляциями, в качестве основного медиа Вильгений выбрал скульптуру из металла. Он изобрел собственную технику надувания металлических объектов — гидроформинг, благодаря которой он контролирует форму на 85–90 %, а оставшиеся 10–15 % формируются сами по себе благодаря законам физики. В результате получаются как будто надутые фигуры — от огромных женских тел формата «палеолитическая Венера» до лопнувших «кунсовских» собачек, украшавших главный фасад универмага «Пассаж». Некоторые арт-ценители называют стиль Вильгения пост-поп-арт, а оммаж Кунсу — диалогом американского поп-арта и российского совриска. В любом случае ценность стиля Мельникова признал Русский музей — его работы включили в собрание Отдела новейших течений. Одни из самых впечатляющих объектов — черный фонтан со специальными выемками, куда можно налить жидкость для розжига и поджечь. Благодаря этому приему фонтан буквально «пылает». В планах художника и галереи Pop-up Gallery, поддерживающей его по-хорошему сумасшедшие проекты, — выставка в «крипте Бенуа» в поразительной красоты католическом храме Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы в Петербурге.
Pop-up gallery
от 50 000 ₽ за небольшой объект.
Комментарии (0)