На 56-й биеннале присутствие русскоязычных художников более чем внушительно: помимо национального павильона отечественные арт-деятели будут представлены в основном проекте и в параллельной программе. Мы составили путеводитель по самым важным именам русского десанта и поговорили с комиссаром российского павильона Стеллой Кесаевой.
основной проект
Глюкля (Наталья Першина-Якиманская) В Венеции будет мое видео «Крылья мигрантов» и инсталляция «Одежды для демонстрации». В последней речь идет о протестах зимы 2011–2012 годов, когда общество, как раненый подросток, ринулось на площадь. Я тоже не смогла усидеть дома и, нацепив одежды ФНО на палку, вместе с мамой и дочерью в срочном порядке на первом же попавшемся частнике ринулась к ТЮЗу. Первым произведением, которое появилось тогда, была старая дырявая скатерть с надписью «Неужели мы все как эта старая тряпочка?». В принципе, так и надо было бы назвать эту работу. Но Окуи Энвезор, куратор проекта, предпочел назвать ее более отстраненно. Там, у ТЮЗа, в декабре 2011 года была атмосфера, которая запомнилась навсегда: все были вместе, появилась надежда, это был настоящий прорыв. И вот передо мной стоит безумно сложная задача: c одной стороны, воссоздать ту атмосферу, а с другой — отрефлексировать тогдашние события, очертив модель будущих стратегий сопротивления с позиций поэта и феминистки. Пока я остановилась на образе агрессивной жертвы как такой устрашающей силы народного духа, вот тружусь сейчас, соединяя старые одежды с Удельной и новые ткани. Что касается постановочного видео «Крылья мигрантов» — последние несколько лет я в своих проектах participatory art (практика современного искусства, которая выражается в прямом, игровом или провокационном, контакте художника со зрителями. — Прим. ред.) все время создаю ситуации, где художники и другие культурные деятели встречаются с людьми не из сферы искусства — например, как в этом фильме балерины и мигранты. Я давно ношусь с такой утопической и безумной идеей, как создание театра для мигрантов и художников: считаю, что это помогло бы преодолеть многие негативные явления в обществе. Также предметом негасимого интереса являются становление такого общества, где главный герой — подросток, и формы протеста, которые мы должны изобрести, чтобы прорваться к светлому будущему и не дать нашим детям загнуться во тьме мракобесия, национализма, ксенофобии и прочего убожества. По сравнению с платформой «Что делать?» (в группу входят Дмитрий Виленский, Николай Олейников и другие. — Прим. ред.) у меня более чувственный подход. Я порой не согласна с эстетикой группы, которая отрицает слабость как категорию, достойную быть полноценно представленной в искусстве. Для меня показать разорванную тряпку или хрупкую, нежную ткань не является чемто постыдным, а для многих членов «Что делать?» это неприемлемо, они сразу же думают о том, что это приманка для врага. Считаю, это отчасти мачистская точка зрения. Однако благодаря титаническому труду Цапли (художница Ольга Егорова, участница «Что делать?». — Прим. ред.) и моему скромному участию немного удалось изменить такое отношение к слабости и хрупкости». |
павильон России
Ирина Нахова. «Зеленый павильон»
Российский павильон в Джардини, построенный Алексеем Щусевым ровно сто лет назад, на 56-й Венецианской биеннале будет перекрашен из песочно-желтого в темно-зеленый цвет. Это одна из идей проекта Ирины Наховой, известной московской концептуалистки, которая в 1975 году первой в подпольном тогда советском арт-сообществе придумала тотальную инсталляцию: художница выкрасила одну из комнат своей квартиры, включая все находящиеся в ней вещи, в радикально черный цвет. Московский романтический концептуализм в последние годы стал главной статьей художественного экспорта. На предыдущей биеннале щусевский многогранник был занят инсталляцией Вадима Захарова, двумя годами раньше в Джардини устроили большую выставку ключевой для направления группы «Коллективные действия». Начало же венецианскому триумфу концептуализма было положено еще в 1993-м, когда «Золотого льва» арт-форума получил «Красный павильон» Ильи Кабакова, — именно с этой работой вступает в диалог проект Наховой. Делегацию российских женщин венчает фигура Стеллы Кесаевой, комиссара национального павильона с 2011 года.
параллельная программа
56-ая Венецианская биеннале, с 8 мая.
Комментарии (1)