Прошло уже больше недели с открытия 56-ой Венецианской биеннале современного искусства. Мы опросили художников, галеристов и других ньюсмейкеров, которые успели посмотреть разные выставки в рамках главного в мире художественного события.
Марат Гельман, галерист, куратор: Японский павильон — атмосферный. Вспомнил работу Ильи Кабакова "Все мы были в Киото". Попытка передать непересказываемое. Рядом в корейском павильоне - технологическая антиутопия. Природа существует только в компьютере, ну и все есть компьютер. Ирина Нахова в русском павильоне расчленила произведение искусства на составляющие: образ, язык, контекст. А в то время как в Украине запрещают коммунистическую идеологию, в Венеции читают Маркса. Конечно, Брюс Науман в моей голове никак не левый художник, но "марксистский" Арсенал начинается с него. (из постов в Facebook)». |
|
Алена Долецкая, главный редактор журнала Interview Russia: Лично мне понравилось несколько павильонов: Россия, Япония, Корея, Бельгия, Уругвай, Армения. У каждого из них есть свое ярко выраженное сообщение, которое не требует длинных и путаных объяснений. Смотреть необходимо все. И не забыть Palazzo Fortuni, Palazzo Grassi, Эрмитаж и искусство стекла, и конечно же Arsenale. После посещения биеннале в целом остались смешанные впечатления. Если лозунгом биеннале в этом году было All the World’s Futures, то меня лично такое будущее — часто агрессивное, печальное, энтропийное, - не очень устраивает. Но в современном искусстве, так обильно вылившемся на нашу голову, есть одно замечательное преимущество: вы можете считывать важные для вас сообщения и спокойно закрывать глаза на те, что вам не по душе.». |
|
Эвелина Хромченко, эксперт моды: В искусстве, как и в моде, очень важен принцип «нравится/ не нравится». В Джардини японский павильон с миллионом красных ниточек, сотнями ключей, и лодками был моим первым впечатлением от биеннале и запомнился сильнее всего. Впечатлили также ходячие деревья в павильоне Франции, дырки в разноцветных стенах в павильоне Бразилии и величественные инсталляция Nordic павильона. Мне понравился обновленный цвет павильона России – жаль, что изначальный щусевский оттенок морской волны сейчас нанесен на фальш-стены – в первой трети ХХ века в Венеции запретили что-либо менять в архитектурном облике зданий. Из отдельно стоящих проектов рекомендую посмотреть выставку Portable Classic в Фонде Prada, которая показывает, что произведения искусства было принято повторять в разных размерах с самых древних времен. Очень интересная выставка арт-объектов из стекла представлена галереей Glasstress. Разумеется, стоит посмотреть масштабную работу москвичей AES+F. Лично я с удовольствием купила бы веселую деревянную скульптуру бразильца Вейо, с творчеством которого познакомилась на выставке Marni (меня прельстил красно-белый осьминог, по крайней мере, я решила, что это осьминог), и одну из картин Dansaekhhwa – это традиционная корейская философия живописи, которая изучает возможности монохрома. Совет: нужно не забыть прийти в музей Пегги Гуггенхайм, чтобы увидеть пример идеально собранной коллекции искусства.». |
|
Марина Гисич, галеристка («Галерея Марины Гисич»): В первую очередь, говоря о национальных павильонах, хотелось бы отметить Россию. Проект, который представила Ирина Нахова, впечатлил своим пространственным решением. Техническое исполнение инсталляции, безусловно, стало доминантой образа. Из национальных павильонов также стоит выделить лирический павильон Японии в исполнении Тихару Сиота. Из параллельной программы достойно смотрелся On My Way, подготовленный петербургскими художниками и медиалабораторией Cyland, а также инсталляция «Союз Земли и Воды», представленная азербайджанским фондом YARAT.». |
|
Анна Нова, галеристка (Anna Nova Gallery): Венеция с 2007 года стала для меня местом, куда я стремлюсь приехать. И конечно, основная причина — это Венецианская биеннале современного искусства. Отдельно хочу отметить выставку Glasstress 2015 Gotika, куратором которой выступил Дмитрий Озерков. В числе известных мировых художников на ней были представлены работы художника галереи Anna Nova Ивана Плюща. Вообще проектов, которые оставили приятные воспоминания и подарили мне вдохновение, очень много. Например, павильон Swatch v Gardini с проектом невероятно талантливой, исключительно плодовитой португальской художницы Джоаны Васконселос, над которым она работала три года. Или проект в Giardino della Marinaressa изобретательной, выдающейся американской художницы Урсулы фон Ридингсваард со скульптурным ансамблем из шести работ. И не могу не сказать о выставке Proportio, проходящей в Palazzo Fortuny, организованной Vervoordt Foundation.». |
Иван Плющ, художник: Из национальных павильонов, конечно, очень эффектный японский — визуально сильный и цельный. Еще меня удивил соседний павильон Южной Кореи, напоминающий рекламный ролик нового смартфона. Норвежско-шведский, несмотря на отсутствие звука в момент моего присутствия там, как я потом узнал, очень важного, понравился чистотой и монументальностью. Английский мне тоже был близок цельностью высказывания и визуально-концептуальной составляющей. А также отличным желтым цветом. Одна из немногих очередей на биеннале в случае американского павильона также была оправдана: тема подростковости очень кстати была затронута, учитывая общую тему биеннале. Бельгийский робот, рассказывающий про колониальную застройку Африки заворожил минут на двадцать: кто видел , тот поймет о чем я. А основной проект показался очень тяжеловесным с его длинными витринами и шпалерной развеской. Ощущение тяжелого завтра с барабанной дробью и звоном колоколов. |
|
Лиза Савина, галеристка (Savina Gallery): Больше всего понравился Glasstress. В случае стала совершенно очевидной разница между куратором как он должен быть и куратором, который собирает что-то под задачу. Озерков всех умыл, на мой взгляд. Павильон Теллурии тоже очень хорош: не как визуальный проект, потому что и Сорокин, и Женя Шеф художники те еще. Но там такой очень четкий разрыв между идеей и идеологией. Перформанс был очень смешной, вот прямо в духе раннего сорокинского постмодернизма. Почти никто эту историю не считал, кроме, может, Кошута, который радовался, как дитя. Крайне понравился павильон Австралии. Там с искусством напряженка, но они сделали инсталляцию из артефактов своего протоискусства и какой-то хрени: очень визуально насыщенный и с хорошими коннотациями, многослойными. Много павильонов, которые нормально выглядят, но идея притянута за уши и вообще знаешь из серии "простите, чем могу"». |
|
Кристина Березовская, галеристка (KGallery): Венецианская биеннале славится огромным количеством ивентов и открытий, которые проходят в сжатые сроки. Для русского арт-сообщества ничего не остается как из года в год поддерживать в первую очередь своих! В этом году особую гордость мы испытали за проект Эрмитажа «Гласстресс», проходящий одновременно на двух площадках: в старинном палаццо Венеции и на острове Мурано. Мощный, смелый, объединивший всех известнейших мировых художников, проект. Горжусь за Дмитрия Озеркова, который помимо «Гластресс» стал куратором проекта «Теллурия», созданным совместно с писателем Владимиром Сорокиным. Сорокинская психоделика собрала весь русский свет Венеции. Проект On My Way, осуществленный Анной Франц с художником Васми, перфомансами Говоркова и Марины Коллобской, может, и не отличился большими масштабами, но имеет очень питерское лицо и характер, что не может не вызывать ура-патриотических чувств. Но мое сердце осталось в фонде Prada, располагающемся в удивительном по красоте палаццо. Проект Portable classic кураторов Salvatore Settis и Davide Gasparotto явился для меня квинтесенцией удивительной работы архитектора палаццо, скульптора, создавшего античные шедевры, и идеолога самого проекта. Когда все совпадает, получается магия под названием «Искусство в искусстве». |
|
Полина Захарова, галеристка (Эрарта) Помимо павильонов реальных стран, в Венеции представили «Павильон Теллурия» с отсылкой к известному произведению Владимира Сорокина о вымышленном государстве Теллурия. В Палаццо Корфу (Palazzo Corfu) писатель неожиданно для всех представил 15 живописных работ. Во время превью счастливчики стали свидетелями перформанса с самим Сорокиным, художником Женей Шефом и, по хорошей русской традиции, с голыми женщинами, что не могло не порадовать собравшуюся публику. Куратором проекта выступил Дмитрий Озерков (Эрмитаж 20/21). Павильону России в этом году вернули исторический цвет — темно-зеленый, отсюда название проекта The Green Pavilion. Честно сказать, была приятно удивлена нашим павильоном, художником которого выступила Ирина Нахова. Потрясающая инсталляция пилота, следящего за каждым входящим, и насыщенные цвета красного и зеленого в соседней комнате — переплетение цветов советского и перестроечного, двух исторических эпох России. Дух захватывает! |
Комментарии (0)