В Михайловском замке открывается экспозиция художницы, выгравировавшей самые открыточные ипостаси Петербурга. Приводим семь фактов биографии Остроумовой-Лебедевой, объясняющие, почему ее выставку нельзя пропускать.
1 |
Плоть от плоти петербургских болот, дочь сенатора и правой руки обер-прокурора Синода Победоносцева Петра Остроумова Анна училась в знаменитой Литейной гимназии вместе с наследницами литературных семей Любовью Достоевской и Натальей Полонской, а родные топи не покинула в страшные годы блокады, за что была награждена медалью «За оборону Ленинграда». |
2 |
Вопреки воле семьи, эмансипе, поддавшись обаянию наставника в Училище барона Штиглица Василия Матэ, портившего юное дарование сравнениями с Микеланджело, поступила в Академию художеств, в мастерскую Ильи Репина. Но отношения с мэтром-вегетарианцем не заладились, и она предпочла живописи гравюру. |
3 |
В 1898-м на два года переехала в Париж, где работала в мастерской Джеймса Уистлера, предвестника импрессионизма и лондонского денди американского происхождения из круга Оскара Уайльда и Обри Бердслея. От иностранного наставника Анна переняла увлечение японским искусством, начав собирать коллекцию гравюр — от Кацусики Хокусая до Рюсая Сигэхару и Андо Хиросигэ. |
4 |
Астма отвратила художницу от масляной живописи, а врожденная близорукость привлекла к ксилографии: потому Петербург (главная муза) в ее гравюрах и акварелях — зыбкий миф, но с вниманием к четкой гармонии деталей переднего плана. Вынужденный выбор техники оказался звездным билетом — в России возвращается мода на гравюру, вновь провозглашенную искусством, а Остроумова-Лебедева становится ее главным трендсеттером. |
5 |
На рубеже веков она сблизилась с «Миром искусства», успев составить конкуренцию Льву Баксту в статусе иллюстратора одноименного журнала, идеологической базы и манифеста художественного кружка. С Бакстом они творчески «поспорят» еще один раз — оба вдохновившись образом поэта Андрея Белого и написав его портрет. |
6 |
В 1905 Остроумова приобрела двойную фамилию, выйдя замуж за будущего академика, создателя синтетического каучука Сергея Лебедева. Вместе они часто гостят в Коктебеле на даче Максимилиана Волошина. |
7 |
Русский музей приобрел первые девять произведений Анны Остроумовой-Лебедевой в 1916-м. По завещанию художницы все работы из ее частной коллекции перешли в дар музею. Это гравюры, акварели и живопись как самой Остроумовой-Лебедевой, так и ее учеников и последователей |
текст: Елена Анисимова
фото: архивы пресс-служб
Комментарии (0)