18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Знакомьтесь, Алена Бочарова — основательница фестиваля Beat Film с лучшими документалками о музыке, урбанистике и арте

Основательница Beat Film Festival уже девятый раз везет в родной Петербург его региональную версию Beat Weekend — изобретательные документалки об Аалто, Моби и стрит-художнике Максиме Име. Смотр всего неделю — с 12 по 20 октября. Успевайте!

Вы сразу понимали, что документальное кино о музыке, урбанистике и новой визуальности окажется востребовано?

Beat Film Festival был абсолютной авантюрой — про­ект, запущенный на московскую хипстерскую орбиту для очень небольшого комьюнити. Мы с Кириллом Сорокиным (сооснователь фестиваля. — Прим. ред.) не размышляли об этом как о бизнесе, и вообще, кажется, в 2010 году никто не думал о том, что такое творческие индустрии. Хотели просто сделать классное событие, ориентируясь на свой бэкграунд. Кирилл и сейчас от­вечает за киноэкспертизу и сторителлинг, а я за культур­ный срез. То есть наше руководство фестивалем делится так: я занимаюсь контекстными надстройками, а он — программой. Я недавно слушала лекции нейробиолога Роберта Сапольски, он полагает, что люди мыслят кате­гориями, которые им мешают. Так вот, мы при создании фестиваля смогли выйти за пределы тех категорий, в ко­торые нас пытались упаковать. Сначала все говорили, что это — фестиваль документальных фильмов о музыке. Но мы выбрали тему шире — просто хорошее документаль­ное кино.

Хорошее — это какие критерии?

Здесь есть два момента. Первый — планка качества. В на­шем случае это — инновационность сторителлинга или попадание в актуальную тематику, которая нам близка. Да, это крайне субъективно. Но мы и не скрываем, что это, по сути, кураторский фестиваль. Что нам интересно, то и показываем.

Второй — это все же экономическая модель. Многие фестивали могут брать кино, не оглядываясь на то, кто его будет смотреть. Это не наш случай. Мы с самого начала не были завязаны на государственном финанси­ровании. Соответственно, сразу оказались в ситуации, когда строим собственную экономику на билетах. Что­бы их покупали, нужно что-то понятное продавать. Мы всегда думаем, будет ли у фильма аудитория. Есть мил­лион лент, которые нравятся лично нам, но эти истории вряд ли будут востребованы массово. Всегда надо иметь в программе какое-то количество хедлайнеров, на которые зрители придут 100 %. В 2021-м это «Моби» — честный рассказ самого известного электронного музыканта 1990-х о себе и депрессии, история культовых кроссовок Air Jordan, созданных для баскетболиста Майкла Джордана («Майкл и его “джорданы”») и карти­на о том, как разные жители Нью-Йорка надеются найти партнеров в дейтинг-приложениях «В поиске». Не стоит умалять и поп-культурное чутье. Например, феномен фильма «Аалто», который мы тоже покажем в Петер­бурге в этом году. Никто не предполагал, что он будет чуть ли не самым посещаемым — четыре тысячи зрите­лей только в Москве. Мы придумали для него теглайн «Никто не становится великим в одиночку». И его все подхватили. Это довольно классический сюжет — твор­ческий путь человека, но тут есть и другая сторона — про дизайнера и архитектора Айно Аалто, жену Алвара. Феминистический оттенок послужил дополнительным триггером этой истории.

Кадр из фильма «Моби»

Кадр из фильма «Моби»

Кадр из фильма «Аалто»

Кадр из фильма «Аалто»

Beat Weekend, который вы устраиваете по всей России, — это «эхо» фестиваля в Москве?

Мне не нравится слово «эхо», потому что это всегда бледная копия оригинала. В нашем случае фестиваль в городах — это отдельные истории со своими локаль­ными командами, лицом, спикерами и темами, которые интересны зрителям. Например, в Екатеринбурге очень активная стрит-арт-сцена, поэтому показы фильмов про стрит-арт сопровождаются, например, экскурсиями на самокатах по граффити города. В этом году обязательно сделаем там что-то особенное вокруг фильма-мани­феста «Трещины» Паши Никифорова, хотя он и про петербургского уличного художника Максима Иму. Как и в самом Петербурге, в котором есть еще и рифма с му­зыкой, укорененная в местной культуре.

Поэтому самый первый Beat Weekend прошел здесь — с сетом от исландки Kira Kira в тогда еще существовавшем кластере «Тайга»?

Скорее потому что это очень близкие орбиты — Москва и Петербург, медиапространство у нас во многом еди­ное. И меня сюда вели корни — было понятно, как город устроен, где и что показывать.

Вы сильно оторвались от родного города?

Сейчас да.

А что-то с ним до сих пор связано?

Например, я люблю выпить. (Смеется.)

Москвичи не пьют?

(Смеется.) С Петербургом мне по-прежнему связывают друзья и любовь ходить пешком. Переехав, я все время искала в Москве его кусочки. Возможно, из Петербурга идет и то, что я абсолютно неспособна смотреть блокба­стеры. Хоть убей — максимум фильмы Ильи Найшул­лера, и то, удерживая в голове, что это авторское кино. Все остальное мне совершенно недоступно с точки зре­ния удовольствия — от «Человека-паука» до «Звездных войн».

А вообще создать свой кинофестиваль — это что-то из мечт детства или юности?

Лет в четырнадцать я увлекалась американской контркультурой. Писала школьные сочинения про людей вроде Дженис Джоплин, интересовалась хиппи и 1960–70 годами. Потом я уехала учиться в Америку, и это очень сильно меня изменило как человека, кото­рый увидел, как в принципе существует поп-культура. Хотя я и жила в маленьком городе в Миннесоте и езди­ла не на фестиваль «Сандэнс», а максимум на ярмарки с тыквами. В СПбГУ я как журналист начала писать про культурные события. Каждый раз когда выходил мой текст, я испытывала невероятный кайф не от того, что что-то написала, а что еще больше людей узнают о выставке или фестивале. То есть я с самого начала по­нимала, что буду заниматься продвижением культуры в самом широком смысле этого слова. Сейчас я точно не могу сказать, войдет ли та или иная кинокартина в вечность, у меня нет для этого рецепторов. Но по­чувствовать, как устроена современность, о чем важно говорить и какой фильм нужно показать — это абсо­лютно мое.

Столичный фести­валь кино о новой визуальной культуре Beat Film Festival привозил в Россию фильм «20 000 дней на Земле» про Ника Кейва и картину Alt.Russia о Placebo, которую группа лично представила в Москве. С 2013-го смотр проходит и в Пе­тербурге в формате Beat Weekend.

Алена училась в СПбГУ сначала на факультете журнали­стики, затем на фило­логическом, делала переводы для сайта писателя и публициста Александра Тимофе­евского и нескольких книжных издательств, была слушателем кур­са по культурной жур­налистике от фонда «ПРО АРТЕ». В 18 лет стала PR-директором фестиваля Stereoleto и компании «Светлая музыка». Работала в Центре документаль­ного кино в Москве и арт-директором ки­нотеатра «Пионер».

Beat Weekend пройдет в Петербурге с 12 по 20 октября, билеты и программа здесь.

Текст: Андрей Захарьев

Фото: Анет Аристова

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Октябрь
Люди:
Алена Бочарова

Комментарии (0)