Евгений Цыганов, Аня Чиповская, Михаил Ефремов, Виктория Исакова и Павел Деревянко рассказывают о лучшем российском сериале последних лет.
«Оттепель» (2013) Валерия Тодоровского не вызвала особенных нареканий даже у тех, кто в 1960-х работал на «Мосфильме» и учился во ВГИКе, а это дорогого стоит. Хотя понятно, что авторы скорее играют в те времена и фильмы эпохи, чем действительно их реконструируют. Яркие детали, удачная работа художника по костюмам, нежная цветокоррекция, непременные сигареты в кадре, чтение стихов поэтами в забитом Политехническом музее, персонажи, в которых очевидцы узнают то Ивана Пырьева, то Эльдара Рязанова, и появление в эпизодах молодых актеров в образах Софи Лорен, Татьяны Самойловой, Сергея Бондарчука, Михаила Ефремова (двух последних изобразили их внуки) — все это передает дух «оттепели». Шарма проекту добавил беспроигрышный жанр «кино про кино»: большая часть действия разворачивается на съемочной площадке советской комедии «Девушка и бригадир». Начавшийся как изящная стилизация и чуть наивная мелодрама, фильм от серии к серии набирал драматизма и даже обошелся без хеппи-энда, оставив любящих героев с нелюбимыми, а талантливых — без работы и средств к существованию. Зато неожиданно звонко прозвучали моральные дилеммы, равно актуальные как для поколения 1960-х, так и для наших современников: любовь и дружба, самоотверженность и предательство, идеализм и конформизм вдруг оказались не пустыми штампами, а полноправными участниками сериала. Не в последнюю очередь сработал блестящий кастинг: Аня Чиповская в очередной раз показала, что такое умная красота и элегантность, Виктория Исакова включила весь свой немаленький актерский диапазон — от мученицы до стервы, а Александр Яценко — безупречную органику. Не в последнюю очередь королей играла свита. Роли второго плана в «Оттепели» отточены особенно искусно: Михаил Ефремов в роли режиссера-подкаблучника и Павел Деревянко, воплотивший образ статусного советского артиста, излучали такое обаяние, что с ними хотелось подружиться. А Яна Сексте — девушка-оператор в брюках, с папиросой и тайной страстью к неприступному модельеру — показала класс не только характерной, но и трагической игры: на ее рыдания в отделении милиции, куда она прибежит правдами и неправдами спасать любимого от тюрьмы, трудно не ответить хотя бы скупой слезой. А если принять в расчет еще и задорные афоризмы помрежа Регины Марковны («Гена, иди в жопу») и невероятно привязчивые мелодии Константина Меладзе, станет понятно, почему «Оттепель» надолго определила отечественную телевизионную погоду.
лицо Евгений Цыганов Актерское достижение последнего времени — оператор Виктор Хрусталев в исполнении Евгения Цыганова в «Оттепели». Валерий Тодоровский отчасти срисовал героя Цыганова со своего отца Петра Тодоровского (он тоже в начале карьеры был оператором, и у него тоже был двухцветный «москвич»), отчасти — сконструировал его как оммаж друзьям Тодоровскогостаршего, знаменитым кинооператорам Павлу Лебешеву и Александру Княжинскому. Цыганов же сумел вдохнуть в эклектику жизнь, незаметно переиграв и свое собственное актерское амплуа: романтический герой-любовник вдруг повзрослел. Вопреки расхожему мнению о театральных актерах (Цыганов давно и успешно трудится в московской «Мастерской Петра Фоменко»), он сыграл аскетично и сдержанно — не кривляясь, не гримасничая, сохраняя мужественную неподвижность скул и позволяя эмоции лишь отразиться в зрачке — не больше, но и не меньше. |
Евгений Цыганов
Исполнитель главной роли Виктора Хрусталева
Надо заметить, что для Валерия Петровича это первая сериальная история, которую он согласился делать в качестве режиссера. И ему было неважно, что снимать — кино или сериал. Когда ты как художник относишься к себе с уважением, то все получается. Важно и то, что Тодоровский взял материал, который ему был понятен и интересен. Наше кино не про конкретную эпоху начала 1960-х, а про человеческие отношения. Такие ситуации, когда погибает друг, когда надо продвинуться по карьерной лестнице или сделать серьезный выбор, могут произойти в любое время, в любом обществе. И зритель смотрит и верит в происходящее, а если не верит, то переключается на “Танцы со звездами”»
Михаил Ефремов
В сериале — режиссер «колхозных» комедий Федор Кривицкий
Я впервые работал с Валерием Тодоровским, и это было прекрасно. Но кроме него, мне понравились и все присутствовавшие на съемочной площадке. Например, Павел Деревянко приносил нам американские сериалы — названий не вспомню, их было много, — которые мы смотрели и брали удачные ходы в свой актерский багаж. Было весело и хорошо. И знаете, я вам скажу, это редкость, когда и сниматься здорово, и результат на экране получился отличный. Надеюсь, теперь все чаще на экранах будут появляться такие же правдивые сериалы, как “Оттепель”. Вот нас упрекали: “Ваши герои постоянно курят!” Я жил в это время и могу подтвердить, что реально так и было. А как не курить? Это же дети войны, они все смолили, чтобы не голодать. Это чисто физиологический процесс»
Аня Чиповская Во всем мире сериалы уже давно намного круче, чем полный метр. И практически все серьезные голливудские актеры сегодня имеют в своей фильмографии роли в многосерийных проектах. “Оттепель” получилась такой, какой получилась, благодаря Валерию Петровичу Тодоровскому. Он — корень всего. Нашел команду, которая написала, сняла, сыграла. И успех сериала понять просто: он про людей и про любовь, про знакомые всем понятия и ситуации. Это всегда подкупает, ты словно смотришь фильм о самом себе. Герои получились не плоские, а многогранные, неоднозначные и, самое главное, интригующие — их нельзя клишировать: вот хорошие, а вот плохие! Они очень разные, как и мы с вами в жизни. Я всегда стремлюсь к “выписанности” героини, когда ты задаешь режиссеру вопрос: “А какая она?” — и получаешь ответ. У Тодоровского было время на все: мы много обсуждали персонажей, много репетировали. Это очень важно, без этого не может состояться ни фильм, ни спектакль. Да, такие случаи, как “Оттепель”, — это исключение из правил. Понимаю, что с Тодоровским не получится каждый раз работать, но он очень изменил мою жизнь и взгляд на работу. За это я ему благодарна» |
Виктория Исакова Я серьезно подсажена на наркотик, который называется “режиссер Валерий Тодоровский”. Завидую актерам, которым еще предстоит с ним работать. Прежде всего «Оттепель» — это моя личная революция и, конечно же, моя эволюция. Если бы можно было отправить запрос в пространство, то мой звучал бы так: “Оказаться в этой компании еще хотя бы раз или два...”» |
Павел Деревянко
Исполнил роль звезды экрана, народного артиста Геннадия Будника
Лично для меня “Оттепель” стала чем-то особенным в череде моих сериальных работ. Пробы на роль, которую мне предложили, я благополучно провалил. Без кокетства говорю. И поэтому даже не понял, как и почему Валерий Тодоровский меня утвердил, но был дико рад! Ведь задача состояла в том, чтобы показать тонкие грани моего персонажа, смешить не в лоб, — такой формат стал для меня новым. Сами посмотрите, кино у нас снимается мало, в основном оно просто ужасного качества. И вот здесь на первый план выходят сериалы. После “Бригады” начался мощный сдвиг в сторону качественных работ. Я, например, горжусь своей ролью в “Обратной стороне Луны”. В обычном фильме невозможно так раскрыть характер, у вас нет времени репетировать. При съемках полного метра я лично свободу своего персонажа ощущаю через две-три недели, когда остается всего несколько дней до завершения процесса, ведь среднее кино делают очень быстро, примерно за месяц. В сериалах у тебя намного больше времени, чтобы понять своего героя. И кроме всего прочего, не надо забывать, что за работу в сериалах хорошо платят. А деньги — это отличный стимул! Очень хочу сыграть Александра Сергеевича Пушкина! Именно в сериале. Чтобы он был живой, не с книжной полки Пушкин, а настоящий сукин сын, переживающий, страстно любящий, разный»
Текст: Марта Агеева
Интервью с Валерием Тодоровским: «Сериалы являются топливом, которое бросают в котел, жгут каждый вечер, как уголь» |
Фото: Иван Кайдаш
Стиль: Гала Борзова
Визаж: Андрей Шилков
Ассистент визажиста: Валентина Крутоголовова
Прически: Аля Громова
На Евгении: рубашка и брюки Cerruti 1881; галстук Tommy Hilfiger, ботинки Diesel Black Gold. На Михаиле: пиджак и брюки Pal Zileri Lab, ремень Tommy Hilfiger, шляпа Scervino Street. На Ане: платье Makukhin, туфли Christian Louboutin. На Виктории: юбка и блуза Makukhin, туфли Jimmy Choo. На Павле: рубашка Cerruti 1881, пиджак Pal Zileri Lab, ремень Strellson, ботинки Diesel
Комментарии (0)