Наш кинообозреватель Дмитрий Буныгин вспомнил 5 картин о «второй злой сущности» человека.
«Двойник»(«TheDouble», 2013)
Режиссер Ричард Айоади
Анекдотический разиня Саймон (Джесси Айзенберг) трудится за двоих в конструкторском бюро антиутопического будущего, по выдуманным поводам робко наведываясь к угловатой, но опрятной блондинке Ханне (Миа Васиковска) из копировального отдела. Меж тем, внимание девушки привлекает развязный карьерист Джеймс — внешне вылитый Саймон.
Эдгар По встречает Кафку и едет с ним в «Бразилию» Терри Гиллиама. Одаренный комик и недобитый клипмейкер Ричард Айоади, как это ни забавно, действительно снял вторичный фильм под соответствующим названием «Двойник» (вероятно, в качестве тонкого британского каламбура). Прилежные старания помощника осветителя еще способны взволновать аудиторию, чего не скажешь насчет изрядно освоенного сюжета о враждующих близнецах.
«Доппельгангер» («Doppelganger», 1993)
Режиссер Ави Нешер
«Ищу соседа по квартире» — бросает клич в газетном объявлении неудачливый писатель-фантаст Патрик Хайсмит (жирный и ключевой намек на Патрицию Хайсмит и ее знаменитый цикл романов о талантливом доппельгангере Томе Рипли). Первой откликается Холли Гудлинг (17-летняя Дрю Бэрримор), сдобная брюнетка и гордость семейного психотерапевта. Второй — ее призрак-двойник, чьи жизненные устремления ограничены забоем близких родственников и спонтанным сексом с очкариками.
Сверкают молнии и лезвия ножей, суровые деревья барабанят ветвями в ночные окна, каждый встречный — заговорщик или, в лучшем случае, псих со справкой. Наверное, так бы и выглядел фильм Альфреда Хичкока, сумей великий мастер дотянуть до 90-х и пережить полное удаление головного мозга. Строго говоря, «Доппельгангера» Ави Нешера разумнее отнести в категорию эротического видеоарта с участием подросшей Бэрримор: Дрю бьет коленом в пах Дэнни Трехо, Дрю моет весомую грудь под кровавым душем, Дрю показывает грудь еще раз специально для тех, кто проморгал сцену в ванной, и так далее.
«Пражский студент» («DerStudentvonPrag», 1926)
Режиссер Хенрик Галеен
Легкой шпагой сыт не будешь — студент Балдуин (Конрад Фейдт) хотя и признан лучшим фехтовальщиком Праги, ходит букой и томится жаждой быстрых денег и выгодного бракосочетания с дочкой губернатора. В отсутствие иных альтернатив беспутный богемец принимает 600 000 золотых из рук инфернального ростовщика Скапинелли (Вернер Краусс) в обмен на собственное зеркальное отражение, колдовскими чарами извлеченное с той стороны стекла и получившее теперь свободу действий.
Не притворяйтесь, что вы впервые слышите имя Хенрика Галеена, одного из важнейших идеологов немецкого экспрессионизма. Как-никак, именно его бережливому перу принадлежит либретто всемирно известного немого хоррора — «Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау. Минималистский стиль Галеена, избавившего экранизацию «Дракулы» Стокера от персонажа Абрахама Ван Хельсинга, окончательно оформился в «Пражском студенте». На протяжении всей ленты экономный австриец скупо и метко использует выразительные средства той эпохи (крупные планы лиц, аттракционный монтаж и приемы «каммершпиле»), чтобы уже в самом финале щедро расплатиться за наше терпение эталонной сценой шизофренической погони Балдуина за своим дублером. Без этих 10 минут лишились бы изюминки такие разные картины, как «Вампир» Карла Теодора Дрейера, «Операция «Страх» Марио Бавы и «Армия тьмы» Сэма Рэйми.
«Партнер» («Partner.», 1968)
Режиссер Бернардо Бертолуччи
Повседневные привычки театрального педагога Джакоббе (Пьер Клеманти) нельзя назвать однозначно вредными. Но и пользы от них не так чтобы много — бесноватый юноша-буржуа не расстается с берушами, прячет в книге пистолет и на два голоса разговаривает с зеркалом. После нескольких настойчивых приглашений отражение материализуется в виде байронического злодея-близнеца Джакоббе Второго, ожившего символа мятежной весны 68 года.
Не стоит повторять чужих ошибок и начинать путешествие по фильмографии Бернардо Бертолуччи с его третьего фильма, минуя «Стратегию паука» и «Конформиста» (обе эти последующие ленты итальянского режиссера куда как основательней и масштабней раскрывают тему психологического двойничества). Даже современники сочли «Партнера» ученической и местами подражательной работой — сказалось то, что Бертолуччи вслед за обожаемым наставником Пьером Паоло Пазолини попал под демоническое обаяние театральных экспериментов Джулиана Бека и Кармело Бене, духовных и тактических преемников Антонена Арто. Впрочем, обширный список литературных и визуальных источников вдохновения также можно дополнить и повестью Достоевского «Двойник», и пьесой-памфлетом Евгения Шварца «Тень», и рекурсивной картиной Рене Магритта «Преступное воспроизведение».
«Разбитое отражение» («Shattered Image», 1998)
Режиссер Рауль Руис
Киллер экстра-класса Джесси Маркхэм (Анн Парийо по косточкам воссоздает образ Никиты из одноименного фильма Люка Бессона) крутит жестокий роман со своей же мишенью (Уильям Болдуин) и чаще, чем необходимо организму, проваливается в сон, который вовсе и не сон, а целое параллельное измерение. В шатких границах этой второй реальности мучается паранойей неточная копия Джесси – затюканная богачка, сбежавшая на Ямайку от преследующего ее насильника.
Беглый чилиец с французским паспортом Рауль Руис издавна прослыл розничным торговцем метафизическими химерами, и, как нетрудно догадаться, этот специфический товар был по зубам преимущественно европейскому зрителю. Тем не менее, из озорного любопытства режиссер-экспатриант регулярно совершал курьезные набеги на территорию англоязычного жанрового кино (доходило до смешного: однажды продюсером Руиса чуть не стал …Роджер Корман). Во второй своем американском проекте «Разбитое отражение» Руис вновь применил технику пастиша, взяв за основу пошлейший вариант телевизионного триллера и до отказа набив его сюрреалистическими финтифлюшками и головоломками-обманками. Смесь нашли неудобоваримой по обе части океана.
Комментарии (0)