На этой неделе выходит сразу две отечественные картины, в которых действуют призраки: «Ч/Б» с Алексеем Чадовым и «Призрак» с Федором Бондарчуком. Наш редактор Артем Лангенбург вспомнил еще несколько пугающих фильмов о беспокойных мертвецах.
«Призрак» (2015)
Фантастическая комедия, снятая режиссером Александром Войтинским для студии СТВ. Гениальный авиаконструктор, роль которого исполняет Федор Бондарчук, погибает в автокатастрофе и возвращается в виде привидения. Так выходит, что единственным, с кем призрак Бондарчука может коммуницировать, оказывается 13-летний школьник: ему и предстоит завершить проект некоего суперсамолета. Главный весенный русский блокбастер из тех, что не вписаны в патриотический тренд. Велик соблазн, конечно, порассуждать о призрачной природе любых здешних проектов, не связанных с перекачкой нефти и газа, но вместо этого давайте лучше порадуемся, что выходит хоть какое-то качественное жанровое кино.
«Ч/Б» (2014)
Молодой русский нацист (Алексей Чадов) в случайной драке убивает мелкого уголовника, уроженца Дагестана (Мераб Нинидзе). Кавказец, побывав на том свете, возвращается в должности ангела-хранителя, приставленного к своему незадачливому убийце. Вместе бывшие неприятели должны одолеть общего врага: бизнесмена-бандита Алхана (Сергей Маковецкий). Диковатый этот фильм — полнометражный дебют Евгения Шелякина с отличными прокатными перспективами. По-видимому, комедия с призраками — единственный в мейнстримном российском кинематографе способ говорить о расизме и межнациональных проблемах.
«Другие» (2001)
Поздней осенью, в конце второй мировой войны, в окутанном густым туманом отдаленном поместье на острове Джерси живет Грейс (Николь Кидман) с двумя детьми. Муж воюет во Франции, в слуги внезапно исчезли. Вместо них нанимается странная троица, а в доме происходят зловещие события: скрипят половицы, колышутся занавески, мелькают тени, слышны голоса. Пройдя всю положенную драматургию хоррора, «Другие» выруливают к ошеломительной развязке-перевертышу. Голливудский дебют испанского мистического режиссера Алехандро Аменабара — не только богатый материал для заумных психоаналитических интерпретаций, но и без дураков один из самых страшных фильмов в истории кино. Кроме того, одна из лучших ролей Кидман, конечно: «хичкоковская блондинка» виртуозно сыграла женщину на грани нервного срыва, на пересечении безумия, отчаяния и слепой материнской любви.
«Сказки туманной луны после дождя» (1953)
На фоне разорительной феодальной войны в Японии XVI века двое друзей одержимы тщеславием. Нищий гончар вдруг получает шанс разбогатеть, а его сосед, мечтающий стать самураем, встречает прекрасную женщину, хозяйку замка: вскоре, разумеется, становится ясно, что сердце ее не бьется. Классический фильм японского режиссера Кэндзи Мидзогути, изысканная смесь кайдана (т.е. рассказа о жутком сверхъестественном) и дзидай-гэки (костюмной исторической драмы). Картина Мидзогути получила «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля 1954 года, а также до сих пор это, наверное, единственный фильм с участием призраков, который неизменно попадает во всевозможные высоколобые десятки и двадцатки, составляемые кинокритиками.
«Между небом и землей» (2005)
Положительно-прекрасная медсестра (Риз Уизерспун) в первом же эпизоде фильма погибает в автомобильной катастрофе. В ее бывшую квартиру незадолго после трагедии вселяется одинокий, желчный и сильно пьющий ландшафтный дизайнер (Марк Руффало). Размеренно нездоровый холостяцкий быт в один волшебный момент разбивается появлением белокурого призрака. Режиссер Марк Уотерс намеренно старомодным подходом на самом деле реанимировал жанр наивной романтической комедии (которая к 2005-у уже не мыслилась вне деконструктивистского метода Джада Аппатоу и компании). Чувства и отношения тут подлинны и вызывают горячий отклик именно потому, что одна из влюбленных — призрак.
«Вход в пустоту» (2009)
Драгдилер-экспат (Натаниель Браун) торгует в злачном районе ночного Токио кислотой и экстази. Однажды, приняв тяжелый психоделический препарат, он совершает глупость и оказывается убит наркополицейскими в туалете клубе The Void («пустота»). Труп остается там, а душа воспаряет над токийскими улицами, чтобы теперь все время охранять сестру героя: печальную красотку (Пас де ла Уэрта). Снятый через восемь лет после скандальной и жесточайшей «Необратимости», гудящий, слепящий, безжалостный к рецепторам фильм аргентинца-коспомолита Гаспара Ноэ может вызвать, в зависимости от личного темперамента и еще черт знает чего, диаметрально противоположные реакции. Одних оставив в состоянии просветленного восторга, других вогнав в почти физическую тошноту.
Комментарии (1)