ОТКРЫТЬ СПИСОК ВСЕХ НОМИНАНТОВ
кино
Международный кинофестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку» под руководством своего президента сделал мощный рывок: сильная конкурсная программа, Абделатиф Кешиш в качестве почетного гостя и Билл Плимптон в составе жюри, два десятка площадок для показов, от кинотеатра «Родина» и пространства «ЛенДок» до музея «Эрарта» и СИЗО «Кресты», новые картин братьев Дарденн и Вима Вендерса. Но Алексей Учитель остается действующим режиссером, поэтому нам он рассказал еще и о своем новом кинопроекте — фильме «Матильда», съемки которого сами по себе превратились в событие.
«Послание к человеку»
Пять лет назад я согласился стать президентом фестиваля по просьбе его создателя, Михаила Сергеевича Литвякова, который за двадцать лет сделал «Послание к человеку» очень интересным проектом. Михаил Сергеевич посетовал, что ему уже тяжело справляться с финансовыми и организационными заботами, количество которых лишь растет вместе с успехами фестиваля. А у меня была и есть ностальгия и какие-то внутренние душевные обязательства перед документальным кино, с которым так много лет был связан мой отец, да и я сам. Поэтому я взялся, не совсем тогда понимая, во что ввязываюсь. Но теперь уже поздно отступать. (Смеется.) Фестиваль живет и бурно развивается, это я могу твердо сказать. Особенно в последние два года резко вырос уровень основного конкурса и спецпоказов, в качестве гостей к нам приезжают настоящие звезды, мы собираем очень интересных людей в жюри. Всем этим в первую очередь занимаются программный директор и арт-директор, но я сам стараюсь приглашать тех, с кем сводит жизнь, будь то Абделатиф Кешиш, Мира Наир, Билл Плимптон, Томас Остермайер.
Этот город притягивает сам по себе: как только люди слышат слово «Петербург», сразу соглашаются. И те, кто был здесь, и уж тем более те, кто не был. Меня немного огорчает, что не на всех наших показах бывает аншлаг, и в этом смысле я завидую Московскому кинофестивалю, где любой фильм собирает полный зал. Отчасти это объясняется тем, что у нас в Петербурге нет какого-то главного фестиваля, поэтому я уже давно предлагал городским властям остановиться на чем-то одном. Может, необязательно это должно быть «Послание к человеку», но с другой стороны — это самый старый, с хорошими традициями смотр.
Важно делать фестиваль, который будет интересен не только профессионалам, и как раз к этому мы стремимся. Проводить международный конкурс игрового кино, собирая фильмы ниже средней планки, бессмысленно. Мы договорились с критиком Андреем Плаховым устроить в этом году под его кураторством спецпрограмму из шести-восьми лучших фильмов прошедшего года, именно победителей ведущих кинофестивалей. Приглашение актеров-звезд и режиссеров этих лент повысит зрительский интерес. Конечно, это требует серьезных финансовых затрат, что совсем непросто в нынешних условиях, но мы будем двигаться вперед. В этом году пройдет юбилейный, двадцать пятый фестиваль, и мы знаем, как сделать его еще лучше.
«Матильда»
Я снимаю не биографию Матильды Кшесинской. Мой первый игровой фильм «Мания Жизели», выпущенный в 1995 году, был как раз в чистом виде байопиком другой балерины, Ольги Спесивцевой. У«Матильды» же другой жанр, это лирический рассказ о том, как маленькая женщина могла существенно повлиять на судьбу России. Трудно в это поверить, но ведь мы были в шаге от того, чтобы все сложилось совсем иначе. Есть целый ряд мистических и загадочных происшествий, которые повлияли на ход исторических событий. Например, показанное в фильме крушение царского поезда под Харьковом. Десятки людей погибли, были ранены, состав разметало по железнодорожной насыпи, но ни один член царской семьи не пострадал. Александр III руками удерживал крышу искореженного вагона, давая возможность выбраться жене и детям. Однако именно тогда он повредил себе почку, что повлекло за собой смерть императора в возрасте сорока девяти лет.
Это фильм об искренней и взаимной любви будущего императора Николая II и Матильды Кшесинской на фоне бурных исторических событий. Меня сейчас очень интересует фигура последнего самодержца. При подготовке к фильму я прочитал об этом человеке массу исторических документов, мемуаров, и на мой взгляд, его очень часто понимают у нас неправильно, как слабовольного монарха, который погубил Россию. Не все так. Он не очень хотел принимать власть, но когда за нее взялся, то к 1913 году сделал Россию первой в Европе по всем экономическим показателям, не говоря уже о развитии искусства и культуры, — страна тогда была самой сильной за все годы своего существования. По моим ощущениям, он был человеком внешне не властным, мог говорить тихо, но очень правильно подбирал людей. У него был один недостаток: на него действительно влияли женщины, в частности императрица Александра Федоровна. Вплоть до свадьбы, даже до момента коронации Николай II разрывался между двумя женщинами. Фильм и об этом — о ситуации, когда долг побеждает, а любовь остается в стороне. Мы снимаем художественный фильм и не ставили перед собой задачи восстановить историческую справедливость, но надеюсь, мой личный взгляд на личность императора будет интересен зрителю.
Кшесинская действительно была первой русской балериной, которая сделала тридцать два фуэте. Но нельзя сказать, чтобы она была невероятной красавицей — Матильда Феликсовна безумно притягивала своим обаянием и энергетикой. Наследнику Николаю Александровичу, человеку, в общем-то, закомплексованному и зажатому, она помогла раскрепоститься — он обрел и внутреннюю, и внешнюю свободу. Помимо двух этих главных героев и невесты императора Аликс в фильме есть еще одно важное действующее лицо, офицер Воронцов, которого играет Данила Козловский. Это на самом деле существовавший человек, которого любовь к Матильде Кшесинской свела с ума: он был настолько одержим ею, что пытался повеситься, вынашивал планы нападения на Николая II. Его присутствие придаст фильму оттенок триллера.
Помимо масштабных сцен, катастроф, большого количества костюмов мы показываем с неожиданной стороны то время: в России уже тогда носили джинсы, ездили на мотоциклах, катались на роликовых коньках. Николай II был фанатом фотографии и кинематографа, у него у первого в России появились компактная фотокамера и кинопроектор, ручку которого царь крутил сам,— он безумно любил смотреть фильмы, и мы это в картине показываем.
Я очень долго не мог найти актрису на главную роль, пробовались актрисы и знаменитые, и менее известные, искали по всей стране и далеко за ее пределами. В результате исполнительница нашлась, но в силу некоторых причин мы до сих пор не раскрываем имя главной актрисы «Матильды» — все это породило волну слухов, вплоть до анекдотических.
Перед началом съемок мы устроили конкурс синопсисов, в котором участвовали двенадцать авторов, и все толкали действие в сторону байопика, мне же хотелось какой-то необычной по жанру истории. И такая обнаружилась в сценарной заявке писателя Александра Терехова: на нескольких страницах у него было сразу множество вбросов отдельных сцен из будущего фильма, написанных очень необычным языком и при этом чрезвычайно зримо. Работать с талантливым писателем мне всегда интересно: проще увидеть сцену, когда она написана не просто технично, но еще и мастерским слогом. С Александром взаимодействовать было легко, при том что это будет его дебют в качестве сценариста.
Всю хореографию в нашем фильме ставит Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета. Я рассматривал разные кандидатуры, но сделал выбор, когда увидел поставленный Алексеем потрясающий балет на музыку Адана «Голубая птица и принцесса Флорина», который невероятно тонко воссоздает атмосферу конца XIX века. Около семидесяти артистов этого театра и учащихся Пермского хореографического училища приезжали к нам на съемки. Когда вы видите на сцене полсотни балерин с горящими внутри пачек лампочками, это даже на современного зрителя производит впечатление и при этом все исторически достоверно: такие костюмы в то время уже были, а сейчас их воспроизвела наш художник Надежда Васильева.
Нет практически ни одного дворца в Петербурге, кроме Зимнего, где бы не снимали: Екатерининский, Елагин, Юсуповский, Александровский в Царском Селе. Роль апартаментов Кшесинской играет найденная нами реально существующая квартира на Загородном проспекте — ее хозяева превратили свое жилье в музей быта рубежа XIX–XX веков.
В Большом театре в Москве мы снимали всего один день, зато Александринский и Мариинский театры проявили особую щедрость — Мариинку мы вообще получили целиком в свое распоряжение на восемь дней во время отпуска труппы, и это первый подобный случай за все годы существования театра. Валерий Гергиев является музыкальным руководителем картины, а Мариинский театр — партнером в создании фильма. Впереди у нас съемка этим летом еще трех больших эпизодов на натуре, в частности давки на Ходынском поле — строим для этого декорации под Петербургом, — а к весне следующего года фильм должен быть готов.
МЕСТО СЪЕМКИ: Александринский театр В императорском театре, построенном Карло Росси, состоялись премьеры практически всех произведений русской драматургической классики, от «Горя от ума» Грибоедова до пьес Островского и Чехова. Из царской ложи Александринки за действием на сцене десятилетиями наблюдали сменявшие друг друга монархи. |
Текст: Виталий Котов
Фото: Полина Твердая
Комментарии (1)