Альманах «Петербург. Только по любви», состоящий из семь новелл, снятых женской сборной с Авдотьей Смирновой и Ренатой Литвиновой в составе,открыл вне конкурса 27-ой «Кинотавр». Автор самых успешных клипов группы «Ленинград», режиссер и сценарист Анна Пармас не только сняла самую феминную его короткометражку, но и вошла в состав жюри главного российского киносмотра.
Петербург в альманахе «Петербург. Только по любви» — это герой, а не просто место действия, и это чувствуется. Хотя новеллы не только про город, но и про людей, через призму которых мы его видим. Из петербургских режиссеров в фильме участвуем только я и Авдотья Смирнова, но остальные тоже смогли передать нежные чувства к Петербургу. Видимо, все любят наш город — его невозможно не любить.
Моя новелла «Девочки» — ироничная история про наших мам. Не встречала, даже при абсолютно мирном развитии отношений в семье, дочери, у которой не было бы каких-то вопросов к своей матери. Фильм про двух сильных женщин: одной (героине Надежды Маркиной) за шестьдесят, второй (Светлане Камыниной) — около сорока. Обе они оказались впервые за долгое время в неустойчивом положении: дочь ждет третьего ребенка, а мужа выгнала за измену. Во время разговора всплывает конфликт, в последнее время общий для многих семей, — хороший Сталин или плохой. Это и смешно, и грустно: вместо того чтобы обсуждать семейные проблемы, у них все переходит в политический спор, который заканчивается ссорой.
Года три или четыре назад конкурсная программа «Кинотавра» процентов на шестьдесят состояла из картин, снятых женщинами, в этом — треть из четырнадцати фильмов. Тенденция сохраняется. Куда деваются мужчины из кино? Сергей Шнуров хорошо высказался на эту тему. Когда его спросили, почему он начал писать женские песни, а в группе появился женский вокал, он ответил, что в последнее время все меньше интересна мужская фауна, потому что она обеднела. Если обращаться к архетипам, женщины, наоборот, становятся все разнообразнее и интереснее. Возможно, в этом как раз и причина феминизации в кино.
С точки зрения механизма, режиссеру-женщине, с одной стороны, сложнее, с другой — легче. Вы должны управлять энным количеством людей, при этом большая часть из них — мужчины. Речь не об актерах, а о съемочной группе, каким-то образом нужно держать в тонусе операторов, художников, осветителей. Один самец послушает другого, если он альфа-самец. Женщинам приходится быть хитрее, чтобы держать команду. Но мы с детства привыкли к большей гибкости.
Без намеков на ориентацию и физиологию, но совершенно точно в каких-то женщинах сидят мальчики, а в каких-то мужчинах — девочки. Казалось бы, вы смотрите сентиментальную, тонкую женскую работу, а на самом деле режиссер — мужчина. А бывают женщины с мужской хваткой: смотришь кино и понимаешь, хотя это грубо звучит, что у нее есть яйца. Более того, чугунные. Это зависит от внутреннего ребенка в каждом — мальчик он или девочка.
Про женщин мне легко писать потому, что сужу я не только по себе, но и по близким подругам, которых знаю как себя, и догадываюсь об их душевных порывах и мотивах. Благодаря друзьям-мужчинам, которые мне честно отвечают, что тот или иной поступок значит, я более-менее ориентируюсь и в их поведении. Они, конечно, попроще. Не надо усложнять внутренний мир мужчин, сравнивая их с собой. Нам в это трудно поверить: кажется, что они такие же, внутри все напутано, но это не так. Мне присылали сценарии хороших брутальных комедий, но я отказывалась от маскулинного кино по той причине, что всегда тянет что-то усложнить, изучить и, может, в какую-то другую сторону увести сюжет.
Мы с Сережей Шнуровым знакомы с 1995 года, так как вместе работали на радио «Модерн». Когда год назад он предложил снять «Ленинграду» клип на песню «Экспонат», я в этом жанре не особенно ориентировалась. Возможно, поэтому и произошло что-то необычное. Мы договорились, что раз я умею рассказывать истории, то это и попробуем сделать. Думаю, успех и миллионы просмотров клипов связаны с тем, что мы любим своих героев, это наши соседи, друзья, обычные реальные люди.
После «Экспоната» многие девушки сказали: «Какое счастье, что я не такая». Да ладно вам врать! Неужели не было в жизни ситуации, когда вы делали немыслимые вещи, чтобы понравиться молодому человеку? Или не было такого, что сейчас вы идете с ним пить кофе, а сами мысленно замуж выходите и второго сына в армию провожаете? Мы так устроены. В клипе мы постарались быть максимально честными — и у нас получилось.
Для меня как режиссера кастинг — это семьдесят процентов успеха. Я предлагаю актерам сыграть их персонажей и смотрю, насколько им этот персонаж близок, а также прошу отпускать себя и импровизировать. Это обязательное условие. Если человек будет органично в этом образе работать, понимаю, что он подходит. Мне везло, и почему-то герои всегда находились уже после просмотра десяти артистов. Например, на главную роль «Экспоната» мы посмотрели семьдесят девушек, а Юля Топольницкая была третьей. Я сразу ее заметила и полюбила, но подумала, что не может сразу так повезти, а в итоге остальные ее не превзошли.
Еще мнение о «Петербург. Только по любви»:
Эдуард Пичугин, директор «Ленфильма» Идея создать кино, намеками повторяющее известную франшизу, возникла у продюсера Сергея Сельянова давно. Но все же захотелось привнести в этот проект что-то особенное. Было решено, что о Петербурге не мифическом, а реальном, живом расскажут режиссеры-женщины. Вообще кинематограф 2010-х годов неожиданно стал женским. Представьте, в этом году на традиционно мужской операторский факультет ВГИКа прошли конкурс двадцать пять человек, из них мужчин — восемь!» |
текст: Елена Анисимова
фото: архивы пресс-служб
Комментарии (0)