«Петербург. Только по любви» — это не только название важного фильма, сопродюсером которого выступил генеральный директор «Ленфильма», но, кажется, и девиз всей карьеры основателя сети «Кронверк Синема», и слоган светлого будущего главной городской киностудии.
Вы родились в Донецке. Почему решили переехать в Петербург?
Приехал поступать в Военный инженерный институт имени Можайского. И хотя я и музшколу окончил по классу струнных инструментов, и баскетболом занимался, тяга к физмату взяла свое: люблю решать сложные задачи. Выбрал профессию «космическая баллистика» — военное образование привило дисциплину, научило работать в команде. После Можайки женился: познакомился с женой на Крестовском острове — мы с товарищем на пляже готовились к экзамену, а неподалеку стайка девчонок тренировались перед соревнованиями по пауэрлифтингу. Жена в Лесгафта заочно училась, а днем ходила на востфак: четыре языка в совершенстве, Гете в оригинале, очень было интересно общаться. Наступили 1990-е годы, сложные времена, содержание в армии было низким, даже жена с ребенком убежала. Все это повлияло на решение уйти с военной службы.
Начались годы поиска себя?
Сперва я нашел себя в стройке. Первый бизнес-центр открыл в 1996 году, потом выучился на юриста, а затем на экономиста. Помогло образование: считаю, что любые физические процессы можно описать математическим языком. Чем больше учитываешь факторов, тем больше размерность матрицы и тем точнее результат прогнозирования и составление бизнес-модели. Моя кандидатская диссертация «Управление денежными потоками предприятий кинопроката» по специальности «Финансы и кредит» удивила всех экономистов: на восемнадцать членов совета — восемнадцать белых шаров, хотя тема «Кино», особенно десять лет назад, была для них как темный лес.
И как же вы тогда попали в кино?
Неожиданно! Сначала «Банкирский дом Санкт-Петербурга» предложил место директора инвестиционных проектов. Я согласился — мне было двадцать восемь лет, амбиции! А на новый, 2000 год каждый из нашей компании решил отличиться: мы с товарищем придумали самый северный в мире автокинотеатр «Фара» — взяли передатчики FM-диапазона, поставили антенну — и 1 января в здании на Непокоренных, 17, ровно в 00.00 запустили первый сеанс. Инвестиции окупились за месяц. Шли годы, а я даже не мог закрыть «Фару» на ремонт: очереди стояли, плюс байкеров пускали бесплатно — я как раз увлекся мотоциклами, мне и сейчас нравится погонять. И тут к «Банкирскому дому» обращается Министерство культуры с просьбой поддержать киноотрасль. Я берусь — и в 2002 году мы начинаем строить сеть «Кронверк Синема». Warner Brothers позаимствовал эту бизнес-модель для работы в Восточной Европе.
Не самый широкоизвестный факт, но ведь именно вы помогли студии независимых художников «Непокоренные»?
Кинотеатры строились один за другим, и нужны были архитекторы. Тогда я собрал талантливых ребят из Мухинского училища и Академии художеств, посадил их как-то вечером в аудитории, дал каждому задание рисовать эскизы и двести долларов за работу. К утру появились идеи, сложилась команда, и через пятьдесят два дня мы открыли шестизальный «Родео Драйв». А ребят я решил далеко не отпускать — сделали им на Непокоренных двенадцать мастерских. Сначала давал деньги на холсты и краски, потом они стали зарабатывать. Художники Ваня Плющ и Илья Гапонов, куратор Настя Шавлохова — звезды этого сообщества. Ребят выставляют лучшие галереи мира, а две работы купил сэр Элтон Джон.
Есть ощущение, что «Ленфильм» набирает обороты, но непонятно — какие. Что будет?
Глобальные вещи по производству уже понятны. Готовимся к съемкам по сценарию Ивана Охлобыстина: хипстеры попадают в Сирию и проходят через испытания, после которых из русофобов становятся русофилами. Хеппи-энд, если можно так сказать. Разрабатываем историю «Имам Шамиль. Ахульго», о присоединении Кавказа к России. Я летал с главным редактором «Ленфильма» Светланой Кармалитой в Дагестан, откуда Шамиль родом. Работаем над картиной «Горчичное зерно», поднимающей тему общечеловеческих жизненных правил, — проект благословлен игуменом Валаама Мефодием, а сценарий написан Амвросием Светлогорским. Два года пишем сценарий к жанровой истории «Менделеев». В жизни Дмитрия Ивановича были и научные открытия, и любовные истории. Русский Леонардо да Винчи, он изобрел аэростат с герметичной гондолой для исследования высотных слоев атмосферы, «Газпром» ему должен памятник поставить — именно он придумал, как нефть перекачивать по трубам.
Вы собрали вокруг «Ленфильма» команду новых людей?
Конечно. Старые, новые — все вместе. Но важная и, пожалуй, самая сложная задача — это привлечение сюда выпускников ВГИКа. Вспомним: ленинградская школа была создана выпускниками этого вуза, Сокуров, Снежкин окончили ВГИК и получили распределение в Ленинград. Уже двадцать пять лет нет распределения, и попробуй зазвать сюда москвичей, когда все деньги там. Вот эту задачу и пришлось решать, а параллельно поднимать новую команду. Но сейчас съемок в Петербурге хватает — нам удалось собрать специалистов и получить образовательную лицензию. Мы даже создаем свой симфонический оркестр!
Текст: Яна Милорадовская
Фото: Алексей Костромин
Комментарии (0)