«Кококо», «Связь», новелла «Выгул собак» — Петербург у Авдотьи Смирновой играет важную роль почти в каждом ее фильме. Нам режиссер и сценарист рассказала, почему она любит город, несмотря на сложные с ним отношения.
Первый раз я приехала в Петербург, когда мне было пятнадцать: вышла из метро на Кировском проспекте и поняла, что хочу здесь жить. С семнадцати лет навещала город практически каждые выходные — у меня здесь появились многочисленные друзья. Общалась я в основном с художниками: Тимуром Новиковым, Вадимом Овчинниковым, Владом Гуцевичем, Олегом Котельниковым. А еще была у меня здесь лучшая подруга Маша — дочь Ильи Александровича Авербаха, нашего великого режиссера.
Потом в Петербурге у меня случился роман, я вышла замуж и окончательно переехала. Всего я прожила в городе двадцать два года. Если бы не мои новые семейные обстоятельства и работа мужа, продолжала бы жить здесь. Москву терпеть не могу. Мечтаю, что когда-нибудь мы с Анатолием Борисовичем (Чубайсом. — Прим. ред.) вернемся сюда, потому что оба обожаем Петербург.
Петербург быстро приводит в чувство и ставит тебя на место, которое, в лучшем случае, в последнем вагоне — причем в тамбуре. Он никого не принимает сразу. Для людей моего типа это очень полезно. Тут можно прожить сорок лет, и все равно про тебя будут говорить: «Эта из Чебоксар», — а ты в Чебоксарах прожила первые шесть лет своей жизни. Но это совершенно естественно, ведь сам город непростой: высокомерный и анемичный. Здесь тяжело найти работу, сложно начинать что-то новое. За двадцать два года жизни в Петербурге я проработала в нем, наверное, от силы два — приходилось все время уезжать на заработки в столицу.
Несмотря ни на что, это особенный город, который ни одной секунды не дает забыть о себе. В Москве ты можешь месяцами не вспоминать о том, что в ней живешь. Здесь ты выходишь на улицу (у тебя настроение плохое или что-то случилось), и вдруг — луч солнца пробился и осветил здание, и думаешь: «Господи, как же красиво!»
Если по-настоящему чувствуешь Петербург, не проходит дня, когда о нем не думаешь. Ты с ним в сложных отношениях: можешь ругаться, конфликтовать, проклинать, но это все равно отношения, при этом довольно шизофренические, потому что город тебе не отвечает, ему на тебя плевать — с высокой Думской башни.
Когда долго не бываю в Петербурге, очень по нему тоскую — он мне даже снится. Люблю Английскую набережную, особенно вид на здание Двенадцати коллегий, я сняла его в фильме «Кококо». Еще мне очень нравится перспектива Невского проспекта на Адмиралтейство, особенно зимой. А вот некрасивым кажется Выборгский район — хотя ту часть города вообще трудно любить.
Если бы сейчас писала сценарий фильма «Прогулка», то отправила бы своих героев по тому же маршруту: по Невскому к Дворцовой площади, потом к Исаакиевской — и дальше по набережной на Петроградку. Хотя сейчас бы там было, наверное, в десять раз меньше слов и больше города.
Последнее хорошее, что я прочла, тоже связано с Петербургом — новый роман нашего писателя Евгения Водолазкина «Авиатор», который я очень ждала после «Лавра». Из того, что посмотрела не так давно, всем рекомендую отличный американский детектив «Семья» и «Миллиарды» — тоже совершенно гениальный.
текст: Елена Анисимова.
фото: Михаил Давыденко, архивы пресс-служб
Комментарии (0)