Шарль Азнавур, которому недавно исполнилось девяносто лет, впервые приехал в Ленинград в 1964 году, а теперь, спустя более полувека, вернулся с прощальным концертом. Мы нашли свидетельницу того концерта, а также осмыслили феномен Азнавура как символа свободной Франции.
Творческую и личную биографию Азнавура, разумеется, невозможно отделить от новейшей истории его родной страны. Сын армянских иммигрантов, по паспорту Шахнур Вахинак Азнавурян (отец родом из Тифлисской губернии рухнувшей к тому времени Российской империи, мать спаслась бегством из турецкой провинции во время османского геноцида), — воплощение космополитической Пятой республики. Во время нацистской оккупации едва окончивший школу Шарль выступал в парижских кабаре, в то время как отец воевал в Сопротивлении. В эпоху расцвета кинематографа «новой волны» и бунтарских разговоров в студенческих кафе пел про богему и снимался в главной роли у Франсуа Трюффо. В 1970-х почивал на лаврах, став обаятельным буржуазным крунером, сочинявшим гимны любви и выпускавшим платиновые диски. Позже его песни исполняли уже другие звезды первой величины, от Лайзы Миннелли до Селин Дион. В 2000-х же Азнавур не ушел на тихую пенсию, а продолжил выступать и записывать альбомы, попутно участвуя в политических акциях вроде кампании против фашистского политика Жана-Мари Ле Пена. В последние годы в песнях Азнавура парижский дух сочетается с джазом и латиноамериканскими влияниями. Впервые в СССР Азнавур появился в 1964-м: дал аншлаговые концерты в Москве и Ленинграде, а также навестил бабушку, которая жила в деревеньке под Ереваном. Здесь певец обрел преданных поклонников: русское сердце всегда с особенной силой отзывалось на французскую сладкую печаль.
очевидец Татьяна Никитина, доцент кафедры романской филологии СПбГУ В 1964 году мы не имели возможности часто видеть иностранцев и слышать французскую речь, поэтому сходить на концерт певца из Франции было чрезвычайно заманчиво. Мой университетский приятель, желая сделать мне приятное, каким-то образом достал билеты, скорее всего — контрамарки. Зал был набит битком, так что первое отделение я сидела в оркестровой яме! Музыка звучала так громко, что это отчасти усиливало впечатление грандиозности происходящего, но, с другой стороны, очень хотелось слышать именно голос Азнавура, такой особенный, вибрирующий, не похожий на голоса других певцов. Помню, он выходил на сцену такой легкой танцующей походкой, словно прогуливался по весеннему Парижу, и пел J’Aime Paris au Mois de Mai… Все зрители в зале испытывали огромное желание немедленно поехать в этот Париж, пусть и не в месяце мае, как поется в песне. На том же концерте прозвучала и Tu T’Laisses Aller — потрясающая песня, мужская исповедь, начинающаяся речитативом, разговором с женой, которую очень трудно любить, ведь она так изменилась, запустила себя, но которую он, несмотря ни на что, любит. Это был целый мини-спектакль! Ну а потом все пели Isabelle, даже те, кто не знал французского, ведь сколько эмоций было вложено только в одно, но много раз повторенное имя — Изабель. В то же время мы, студенты филфака, получили возможность увидеть фильм «Стреляйте в пианиста», который, кажется, так и не шел в прокате в нашей стране. Так мы узнали, что Азнавур не только прекрасный певец, но и превосходный артист. А в Париже я впервые оказалась через четыре года после этого памятного концерта, в августе, но про себя напевала J’Aime Paris au Mois de Mai…». |
3 важных альбома Азнавура
БКЗ «Октябрьский», 20 апреля
«Крокус Сити Холл», 22 апреля
Комментарии (0)