Директор БДТ имени Г. А. Товстоногова вместе с художественным руководителем Андреем Могучим стала соавтором новейшей истории театра, который 15 февраля отмечает свой столетний юбилей.
Вы работали в бизнесе, а потом оказались в сфере культуры. Сложный был переход?
Не сложный. Интересный. В театре много того, что есть в любых организациях: бухгалтерия, контрактная служба, трудовые отношения, производство. Вопрос зарабатывания денег тоже актуален. Но надо учитывать специфику творческого процесса, потому что здесь он и есть основная деятельность. А у людей, занятых творчеством, другие методы принятия решений, иные способы функционирования. Механизм возникновения продукта тоже другой. Поэтому важная часть работы — быть внимательным к этим особенностям и не нарушать тонкие связи. Часто вспоминаю уроки Елены Васильевны Образцовой, с которой мы подружились во время моей работы в Михайловском театре. Она пела во всех лучших театрах мира и точно знала, чем хороший директор отличается от плохого. Театр — это такое место, где возможно все. Здесь нет слова «нельзя». Ты не можешь сказать: «Этого не будет, так невозможно». Потому что в ответ услышишь: «Я так хочу, и мне это нужно». И все. Ищи решение — технологическое, финансовое, менеджерское. В театре должны случаться чудеса. Здесь люди летают, ходят по канату, исчезают, появляются. И все это будет придумано, произведено и показано, даже когда кажется, что не успеть и все пропало. В какой-то момент все оказываются заражены театральной бациллой, и это настолько мощно, что так будет и дальше, когда нас уже не будет
Что самое трудное в работе директора театра?
В театре недопустим никакой фаворитизм. Есть спектакли, которые мне нравятся больше прочих. Есть артисты, которыми я восхищаюсь в любой роли, и те, кто, наоборот, меня как зрителя не вдохновляет. Но об этом даже думать не стоит, ведь мысли так или иначе отражаются в поступках. Кроме того, БДТ — это имя, которое многое значит для самых разных людей. Где бы ты ни был, как только выясняется, что ты из БДТ, каждому человеку есть что сказать: обсудить постановку, вспомнить, как встретил в самолете Алису Бруновну, рассказать про зятя-осветителя. Невероятная ответственность перед городом и миром.
У вас, наверное, есть управленческие секреты?
Конечно! Недавно выяснилось, что я снюсь своим подчиненным. Не знаю, как я этого добиваюсь, но наутро ко мне приходят доложить, что все, что мы обсудили во сне, уже запущено в работу, недоделанное — выполнено. Очень удобно.
Как театр собирается отмечать свое 100-летие?
Планируем провести торжественную юбилейную церемонию 3 марта. Кроме того, столетие театра — повод разобраться в том, кем были люди, которые все это затеяли. Исследователь Сергей Радлов пишет книгу, посвященную рождению БДТ, его первым годам. Думаю, всем будет интересно взглянуть на никогда прежде не покидавшие архивов документы, прочитать о редких фактах, связанных с нашей историей. Вот-вот выйдет особый, коллекционный номер журнала «Сноб» целиком о БДТ. Сюрпризы тоже будут. Следите за афишей.
Если бы это было возможно, с кем из выдающихся людей, служивших в БДТ, вы бы хотели увидеться?
С Александром Блоком — первым художественным руководителем театра. Его революционные идеи во многом определяют наш путь и сегодня. А еще — с легендарными артистами Ефимом Копеляном, Кириллом Лавровым и Павлом Луспекаевым. Их все помнят и любят потому, что они были совсем особенные.
А с Товстоноговым?
В театре и сегодня служат люди, которыми руководил Георгий Александрович. Эффект его присутствия есть, так что мы с ним видимся часто, пусть даже и в формате спиритического сеанса.
От чего вы в жизни получаете больше всего удовольствия?
Когда я вижу, как что-то становится лучше, чем было. Эти перемены не всегда заметны, но я каждый день меняю театр к лучшему.
А чего вам не хватает?
Мне — времени. Театру — денег. Планов много. И если бы мы были лучше финансово обеспечены, то всем бы стало от этого хорошо.
Как стать благотворителем БДТ?
Написать мне. Серьезно. Большинство людей, которые поддерживают театр, сами появились в нашей жизни. Они составляют Клуб друзей БДТ. Как правило, попытки просить деньги у корпораций, которые не знают БДТ, — очень трудозатратный и не всегда эффективный процесс. Но есть люди, для которых поддержка культурных институций — часть жизни. Например, вице-президент компании «Адамант» Михаил Баженов. Он определяет для себя какие-то направления и совершенно осознанно поддерживает их, занимается именно меценатской деятельностью, а не спонсорской или в обмен на что-то. Есть личные друзья Могучего, которые раньше просто любили БДТ, а с тех пор, как Андрей Анатольевич стал художественным руководителем, помогают театру. Есть моя близкая подруга, очень успешный в бизнесе человек. Однажды, когда денег не хватало катастрофически, я позвонила ей в надежде, что крупное предприятие, которым она руководит, может поддержать БДТ. Узнав, о какой сумме идет речь, она сказала: «Я собиралась купить новую машину, а могу помочь театру, который люблю. Дай мне такую возможность».
Что будет с БДТ в следующие 100 лет?
Те, кто придет после нас, будут делать все по-другому, по-своему. Порой лучше, порой хуже. Это природа театрального процесса, его естественный ход. Но здесь всегда будет место силы. Это и в названии театра заложено: Большой драматический. Некуда деваться.
Текст: Юлия Тарнавская
фото: Алексей Костромин
Комментарии (0)