Модный критик Роман Медный, который еженедельно разбирает для нас наряды героев светской хроники, отложил фотоотчеты и специально для сайта «Собака.ru» выступил в жанре колонки, совместив несовместимое: беспорядки на родной Украине и моду.
Коко Шанель еще до начала карьеры включала в свой гардероб элементы мужской одежды, но только Первая Мировая, ставшая катализатором эмансипации, позволила ее таланту развернуться в полную силу и занять свое место в истории моды. Даже больше: ее связь с историческим моментом позволила ей выйти за пределы истории костюма и стать действительно личностью. Думаете современники с восторгом восприняли ее изыскания? Для многих идеи Шанель были пощечиной общественному вкусу.
Кого из великих дизайнеров после Шанель мы знаем? Мадлен Вионне, фактически изобретшую крой по косой, за пределами Франции знают мало, и часто удивляются, что это за странный логотип у открывшегося всего 5 лет назад модного дома? Эльзу Скиапарелли знают только те, кто увлечен историей искусства ХХ века и т.д. и т.п. Огромное количество талантливых и даже гениальных современников просто скромно ютится в тени Великой Шанель, ставшей символом изменений в обществе.
Другое имя из французской моды, уверенно вошедшее в историю, — Кристиан Диор. На всех фото за работой мы видим уже зрелого полного мужчину, мы не знаем Диора в молодости. Создается впечатление, что его даже не существовало до ньюлука, ставшего вызовом обществу, только становящемуся на ноги после Второй Мировой Войны. Женщины встали вровень с мужчинами, и в предпочтениях в одежде тоже. И тут как вызов всему устоявшемуся появляется огромная цветастая юбка от Диора. Были ли все современники в восторге? Нет, Диор становился объектом для критики и насмешек. Но продолжение этой истории вы знаете.
Слава богу, после этого Европа жила спокойно, но закономерность сохранилась: катаклизмы в обществе выбрасывали и будут выбрасывать на берег истории тех, кто рискнул в то время, когда все находились в трауре и задался вопросом, какой будет красота в этом новом мире?
Для украинской моды события последних трех месяцев — подарок. Весь мир испытывает здоровое любопытство к Украине. Мир, как любопытный ребенок, следит за злоключениями Украины, и этот ресурс внимания нужно активно использовать. Это шанс расправить крылья и впечататься в память мира. Но о чем думают украинские шанели и диоры? Давайте помолчим, страна в трауре.
Полная чушь! Если молчать, траур никогда не закончится. Украинское общество, возможно впервые за 23 года независимости, обратило на себя внимание и задалось вопросом, что оно есть. Стало абсолютно очевидно, что это не общество вышиванки и веночка — эти символы мертвы, ничего не екает при их упоминании. Все попытки делать дизайн на основании созданного в советское время украинского костюма, откровенно говоря, импотентские. Сейчас общество, как никогда, готово принять новую эстетику. Да, оно будет возмущаться, как можно на трупах и пепелище проводить Недели моды, как можно тратить такой ресурс внимания на канареечный вопрос стиля, но пройдет время, и тех, кто рискнет, будут ассоциировать с символами нового времени.
Многие дизайнеры считают недополученную от содержанок «семьи» прибыль, но я надеюсь, что, очистившись от этой шелухи, они смогут выйти на новый уровень и предложить не просто очередное платьишко из импортной ткани, а новую эстетику, которая станет символом времени и, возможно, объектом экспорта.
За три месяца Украина, в первую очередь самой себе, показала, что даже в отсутствии политического лидера потенциал народа и стремление жить лучше, сильнее вопроса «А кто, если не Янукович?». Она быстро переболела этим советским вопросом, осознав, что власть в стране — это не богоизбранный лидер, а эффективный менеджер. Хорошо, когда у него есть харизма, красивая улыбка и навык выбирать правильный галстук, соответствующий случаю, но, в первую очередь, он должен хорошо работать, а не быть объектом поклонения.
Также участники Евромайдана очень быстро разобрались, что халявы не будет. Ни от своих политиков, ни от России, ни от Европы. Чтобы жить хорошо, нужно постоянно работать, формируя общество как эффективную бизнес-модель. Если какой-то конвейер на этой фабрике перестал быть эффективным, то не нужно пытаться, относясь к нему с должным почтением, мириться с барахлящими ручками, приклеенными изолентой и неправильно работающими датчиками. Нужно просто разобрать его и заменить детали.
Демократия — это постоянная работа каждого члена общества. Нельзя демократию назначить через одного лидера раз в 5 лет, над ней нужно постоянно работать. Когда общество регулярно и четко показывает, что оно не готово мириться с несправедливостью, этой несправедливости настанет меньше.
Сейчас Украина самодостаточна как никогда, ей нужна новая эстетика во всем: в музыке, в современном искусстве, в моде. Траур трауром, но за минутой молчания можно упустить все, что было приобретено за последние годы. Самое время поработать, провести несколько десятков показов, и ответить на вопрос, что будет красотой в этом новом обществе.
Текст и фото: Роман Медный
Комментарии (3)