/режиссер/
В позапрошлом году британский маэстро поставил в Мариинском театре оперу Рихарда Штрауса «Электра». Теперь он взялся за самое сложное произведение того же композитора – «Женщину без тени».
То, что я сам двадцать лет назад выходил на сцену как актер, мне сейчас сильно помогает. Я лучше понимаю, каково это – быть по ту сторону рампы, волноваться, видя огромный зал. Особенно это ощутимо в опере, где помимо актерского мастерства есть масса других вещей, о которых исполнителю стоит побеспокоиться. В общем, мой режиссерский метод я бы сформулировал так: я не мешаю артистам делать представление. Во всяком случае, надеюсь, что не мешаю.
Ничего подобного «Электре» в Мариинском, да и вообще в России, не было, и мне кажется, я здорово придумал, что предложил вам именно эту постановку. Раз сейчас наша работа возобновлена, значит, тогда у нас все получилось. И «Электру», и «Женщину без тени» я ценю за их психологическую и эмоциональную глубину.
«Электра» – один из важнейших мифов нашей культуры, история о том, что скрывает человеческая натура: самые темные глубины – ревность, гнев, ненависть. То, что остается неизменным с античных времен. В древних греках очень легко узнать себя. Да, история мрачная, но вряд ли она сильно отличается от разговоров в кабинете современного психоаналитика. Единственная разница: то, что древние греки называли богами и помещали над сценой, Фрейд и Юнг вернули внутрь человека и обозначили как часть психики.
«Женщина без тени» была написана Штраусом в начале XX века, когда идеи Фрейда как раз активно циркулировали в обществе. Вот и получилась сказка с психологическим подтекстом. Потому что Тень в этой опере не просто олицетворение детей героини, но еще и та ее темная сторона, которая ей абсолютно не нравится. Такая сторона есть у каждого, просто не все хотят ее замечать. Так что в спектакле будет очень много проекций, сложной театральной техники. Мы постараемся расшевелить воображение зрителей!
Я много путешествую, потому что ставлю оперы в разных театрах мира. Но это не отбило у меня охоту ходить на спектакли для удовольствия. Хорошее шоу, как и прежде, просто уносит. Sweep away! И я превращаюсь в обычного зрителя. Хотя нет. Я превращаюсь в настоящего фана!
«Женщина без тени».
Мариинский театр, 18 ноября
В позапрошлом году британский маэстро поставил в Мариинском театре оперу Рихарда Штрауса «Электра». Теперь он взялся за самое сложное произведение того же композитора – «Женщину без тени».
То, что я сам двадцать лет назад выходил на сцену как актер, мне сейчас сильно помогает. Я лучше понимаю, каково это – быть по ту сторону рампы, волноваться, видя огромный зал. Особенно это ощутимо в опере, где помимо актерского мастерства есть масса других вещей, о которых исполнителю стоит побеспокоиться. В общем, мой режиссерский метод я бы сформулировал так: я не мешаю артистам делать представление. Во всяком случае, надеюсь, что не мешаю.
Ничего подобного «Электре» в Мариинском, да и вообще в России, не было, и мне кажется, я здорово придумал, что предложил вам именно эту постановку. Раз сейчас наша работа возобновлена, значит, тогда у нас все получилось. И «Электру», и «Женщину без тени» я ценю за их психологическую и эмоциональную глубину.
«Электра» – один из важнейших мифов нашей культуры, история о том, что скрывает человеческая натура: самые темные глубины – ревность, гнев, ненависть. То, что остается неизменным с античных времен. В древних греках очень легко узнать себя. Да, история мрачная, но вряд ли она сильно отличается от разговоров в кабинете современного психоаналитика. Единственная разница: то, что древние греки называли богами и помещали над сценой, Фрейд и Юнг вернули внутрь человека и обозначили как часть психики.
«Женщина без тени» была написана Штраусом в начале XX века, когда идеи Фрейда как раз активно циркулировали в обществе. Вот и получилась сказка с психологическим подтекстом. Потому что Тень в этой опере не просто олицетворение детей героини, но еще и та ее темная сторона, которая ей абсолютно не нравится. Такая сторона есть у каждого, просто не все хотят ее замечать. Так что в спектакле будет очень много проекций, сложной театральной техники. Мы постараемся расшевелить воображение зрителей!
Я много путешествую, потому что ставлю оперы в разных театрах мира. Но это не отбило у меня охоту ходить на спектакли для удовольствия. Хорошее шоу, как и прежде, просто уносит. Sweep away! И я превращаюсь в обычного зрителя. Хотя нет. Я превращаюсь в настоящего фана!
«Женщина без тени».
Мариинский театр, 18 ноября
Комментарии (0)