музыка
Андрей Самсонов
Композитор давно является серым кардиналом прогрессивной отечественной поп-музыки. В 2012-м Самсонов сочинил саундтрек к фильму Ивана Вырыпаева «Танец Дели», спродюсировал новый диск Земфиры «Жить в твоей голове» и выпустил альбом собственного проекта Laska Omnia.
Вы приложили руку к немалому количеству проектов. Каков их стилистический диапазон?
Например, с Rastrelli Cello Quartet я сделал четыре виолончельных альбома, записывал фортепианную музыку, работал с джазом, хип-хопом, роком. Я никогда не загоняю себя в стилистические рамки. Мне приятно не быть жанровым продюсером, а чувствовать свободу.
Что за девушка поет в альбоме Incredible вашего проекта Laska Omnia с его непостоянным составом?
Манижа, очень талантливая москвичка. Ей двадцать один год, она училась за границей, и у нее отличный английский. Познакомились мы в Петербурге — она пела в альбоме Ассаи «ОМ», который я продюсировал. Я показал ей несколько своих песен, мы начали пробовать, и вот у нас уже двадцать вещей в концертной программе: четырнадцать с новой пластинки и шесть — с первой, они нисколько не устарели.
С момента выхода предыдущего альбома прошло десять лет.
Я не сторонник того, что все записанное нужно тут же выкладывать в Интернет. Стараюсь подходить к музыке таким образом, чтобы она оставалась актуальной спустя годы. В альбоме Laska Omnia есть и совсем новый материал, и тот, что появился двенадцать лет назад и только сейчас нашел свое звучание. Все песни моего авторства, кроме двух, слова для которых написал Марк Алмонд, они уже издавались в подарочном издании его альбома Stranger Things. Еще у меня поют Марина Селесте из первого состава Nouvelle Vague и Miusha. Все на «М»: Марк, Марина, Miusha, Манижа. И я очень доволен, что все сложилось такой арочкой.
Как вам пишется на английском?
К текстам я подхожу очень скрупулезно. Они сделаны на стопроцентном английском уровне. Марк был приятно удивлен, услышав их.
Песня Naked Bones, на которую недавно вышел клип, очень боевитая. Она задает тон альбому?
Это первая ласточка, чтобы всколыхнуть общественность, — в альбом она не войдет. Он выдержан абсолютно в другом ключе, и боевиков там нет.
В юности на английском лейбле Mute вы выпускали шумовые альбомы. Насколько далеко вы ушли в плане звука от своих ранних работ?
Говорить, что старый материал был только пробой пера, неправильно. Все мы взрослеем, набираемся опыта, меняем средства самовыражения. Меня всегда интересовали технологии, но в альбоме Laska Omnia больше живой музыки, а не семплов. Чем старше становишься, тем ближе к природе.
За саундтрек к «Кислороду» Ивана Вырыпаева вы получили приз «Кинотавра». Как вам работалось над его последним фильмом «Танец Дели»?
Я наслаждаюсь работой с Ваней. Очень люблю его и как драматурга, и как человека. Музыку к «Танцу Дели» я писал по его устным рассказам. Иногда его пожелания были очень витиеватыми: «Здесь музыка должна быть одновременно трагичная и смешная». Для фильма я записал восемнадцать фрагментов, и все они вошли в итоговую версию — она монтировалась с учетом музыки, которая нигде не обрывается, нет никаких склеек.
С Земфирой вы так же легко находите понимание?
Мы друзья, у нас полное взаимоуважение и бесконечное число тем для разговора. Никто из нас не упирался рогом, мол, надо так — и точка, хотя раньше бывали такие моменты. За восемь месяцев, что мы работали над альбомом «Жить в твоей голове», переделано было все, причем не единожды. Например, песня «Река» из электронной, с интересным программингом, превратилась в гитарную, но не менее захватывающую. Происходил постоянный поиск, мы отсекали партии, не соответствующие духу альбома. Запись проходила без эксцессов, на позитиве. В коллективе прекрасная атмосфера, поэтому все получилось очень точно. Некоторые говорят, что альбом грустный, но он пропитан любовью.
Вам как саунд-продюсеру ведь доводится искать общий язык и с совсем зелеными музыкантами.
Чем артисты неопытней и моложе, тем больше возникает ненужных вопросов — просто по незнанию. Есть проблемы с восприятием собственного материала: они-то в нем варятся достаточно долго, а моя задача — максимально абстрагироваться от их видения. Мне нужно быть на стороне того, кто будет это слушать. Необязательно каждая придуманная артистом партия останется на записи. Иногда лучше что-то убрать, чем добавить. Надо думать шире.
Интервью: Евгений Лазаренко
Фото: Натали Арефьева
Комментарии (3)