В 2013 году город обзавелся новыми зданиями, в том числе грандиозными и породившими скандалы, но не меньший интерес вызвали архитектурные планы. Если ориентироваться лишь на «мнение общественности», ни один проект не будет реализован.
В этом году мы увидели результат сразу двух громких проектов: вторую сцену Мариинского театра и реконструкцию здания Главного штаба. Мариинка-2 разочаровала, кажется, всех — от хранителей наследия до знатоков современной архитектуры. Шум, впрочем, получился гораздо больший, чем того заслуживало невыразительное здание канадских архитекторов. Главный штаб, который полностью откроют в следующем году, встретили более сдержанно, но и он не оправдал надежд. Между тем строительство Малой сцены Александринского театра с ее неприметным входом с набережной Фонтанки и отличными интерьерами скандалов не вызвало: просто она хорошо спряталась.
РЕМ КОЛХАС В ЭРМИТАЖЕ
Новое фондохранилище Государственного Эрмитажа в Старой Деревне к 2018 году построит знаменитый голландский архитектор Рем Колхас, среди проектов которого и музей «Гуггенхайм-Эрмитаж» в Лас-Вегасе. По его же проекту в Малом Эрмитаже уже в следующем году соорудят на месте бывших конюшен выставочный зал Kunsthalle.
ВЕЛОСИПЕДЫ И НЕ ТОЛЬКО
Волшебное слово «урбанистика» в этом году стало произноситься в Петербурге как никогда отчетливо. Открылись целых две школы, готовящие специалистов по обустрой ству города: «Дизайн городских экосистем» при ИТМО и независимый центр Make it. Молодые архитекторы занимаются исследованием Кронштадта и разрабатывают проекты развития Канонерского острова. Велосипедов и самокатов летом на дорогах все больше. Главный идеолог «городов для людей» урбанист Ян Гейл стал частым гостем Петербурга. Осталось только дождаться, что из всего этого выйдет.
NEW АПРАШКА
Когда-то давно Апраксин двор обещали накрыть большой стеклянной крышей. Крышу КГИОП запретил, и тогда решили комплекс отреставрировать и отвести часть площадей под арт-пространство. В этом году судьбой самого большого городского рынка занялись снова, причем в невероятной спешке. Архитектурное бюро Тимура Башкаева, выигравшее конкурс, готовило эскизы за 200 тысяч рублей и 20 дней, то есть недорого и быстро, в лучших традициях самого Апраксина двора.
БЕЗ ШУМА И ПЫЛИ
Международные конкурсы не исчезли вовсе, но обрели статус малых дел и организуются без помпы, силами сравнительно небольших институтов. В конкурсе на проект реконструкции Малого Мраморного дворца, устроенном Европейским университетом, участвовали именитые Эрик ван Эгераат и Рем Колхас. Жюри, однако, предпочло их работам проект чуть менее известного француза Жана-Мишеля Вильмотта, предложившего самый дорогой, консервативный и аккуратный вариант приспособления здания под нужды современного учебного заведения. Еще более неожиданной оказалась инициатива Завода слоистых пластиков по открытию на его территории музея стрит-арта. В конкурсе, организованном совместно с Музеем истории города, победила команда финских архитекторов JKMM Architects.
РЕКОНСТРУКЦИЯ ЦЕНТРА
Правительство Георгия Полтавченко взялось решать важнейшую для Петербурга проблему капитального ремонта старого фонда. Сначала организовали бесплатный открытый конкурс на реновацию двух пилотных территорий в центре города — вокруг Конюшенной улицы и острова Новая Голландия. Победила «Студия 44» братьев Явейн с концепцией пешеходных артерий, открытых дворов, подземного перехода под Дворцовой площадью и гостиницы в Адмиралтействе. Впрочем, оригинальную концепцию довольно быстро забыли и занялись, что называется, насущными проблемами. Сейчас на повестке дня более привычный ремонт, но в непривычном масштабе: речь идет о расселении сразу восьми тысяч семей из районов Коломны и Конюшенной площади.
СУД ДА ДЕЛО
В конце октября стало известно, что комплекс зданий Верховного суда между Биржевым и Тучковым мостами построит мастерская Максима Атаянца, предложившая неоклассический проект со множеством даже не реминисценций, а самых прямых копирований всего сразу — от античных зданий до проектов советских архитекторов сталинских времен. Сознательные граждане принялись собирать подписи под петицией за разбивку парка вместо возведения зданий для суда и судей.
ЦЕРКОВЬ VS. СКВЕР
Кто бы мог подумать, что храм Сошествия Святого Духа на Долгоозерной улице может вызвать у кого-то недобрые чувства? Но жители соседних кварталов настойчиво протестуют. И не они одни, к концу года аналогичных претензий граждан накопилось несколько десятков: в Петербурге собираются реализовать целую программу строительства новых храмов шаговой доступности, в том числе со встроенными фитнес-клубами и подземными паркингами. И не то чтобы петербуржцы были против религии, но церкви в основном хотят строить в скверах, где люди гуляют.
ЯЙЦА В МУЗЕЕ
После долгой реставрации Шуваловского дворца на Фонтанке в нем разместился первый в России частный музей федерального масштаба, недаром на открытие прибыл министр культуры Владимир Мединский. В Музее Фаберже представлено собрание Виктора Вексельберга, в том числе девять пасхальных яиц, созданных для царской семьи. Интерьеры дворца в стиле Второй империи служат им подходящей оправой.
Текст: Мария Элькина
Комментарии (0)