В нашем сознании сегодня слово "кабинет" занимает вполне определенное место, связанное с окружающей нас реальностью, в тот время как слово "будуар" неизбежно отсылает нас к временам, скажем, Екатерины Великой, тогда как различие между этими значениями не так уж и велико. Будуар – это женский кабинет, но только утративший в настоящее время свое место в доме. Хотя, если обернуться на сто, двести лет назад, любая дворянская усадьба делилась на женскую и мужскую половину, и кабинеты, соответственно, были мужские и женские. Как правило, хозяин и хозяйка дома предпринимали особенные усилия в оформлении и устройстве этих помещений, стремясь передать в обстановке кабинета свои пристрастия и настроения.
Неотъемлемыми частями как кабинета, так и будуара были такие предметы мебели, как письменный стол или бюро, диван и книжный шкаф, на стенах располагались картины и приятные хозяину предметы. Почти обязательными были часы – настенные, напольные, настольные, повсюду расставлялись безделушки, и, зачастую, именно по ним и можно было узнать, хозяину или хозяйке принадлежит комната, поскольку принципиальных различий в обстановке мужской или женской комнаты не существовало.
Посмотреть на то, как устраивались кабинеты в восемнадцатом веке, можно в Павловском дворце, подаренном Екатериной Второй своему сыну Павлу. Строительство дворца, начавшееся по проекту шотландского архитектора Чарльза Камерона в 1777 году, было завершено за четыре года, и Павел со своей второй женой Марией Федоровной поселились в одном из самых замечательных, на мой взгляд, дворцов нашей округи. Кстати, это, возможно, единственный дворец, в котором сохранилась жилая обстановка, пусть и не настоящая, но все же приближенная ко времени жизни его хозяев, к тому же многие из предметов подлинные.
Камерон, будучи поклонником Палладио, спроектировал итальянскую виллу и поместил ее на приподнятом берегу извивающейся речки. Пока велось строительство, Павел Петрович и Мария Федоровна отправились в Европу, где собственноручно закупили изрядную долю обстановки, картин и украшений, и, вернувшись через четырнадцать месяцев домой, поселились во вновь отстроенном дворце.
В совсем небольшом дворце, по сравнению с другими царскими резиденциями, можно насчитать около десяти кабинетов, не считая библиотек, причем только один из них называется будуаром, хотя большинство из них расположено на женской половине или в общих покоях. Само разделение, как я уже говорил, на мужской и женский кабинет очень условно. Примерно так же, как зал войны, где заканчивается мужская половина, и зал мира, начинающий женскую, отличаются только лепным декором. Два парадных кабинета, декорированных по проектам Винченцо Бренна и Андрея Воронихина в 1803–1804 годах, – это Ковровый кабинет, принадлежащий Павлу I и будуар Марии Федоровны, только подтверждают вышесказанное.
Неотъемлемыми частями как кабинета, так и будуара были такие предметы мебели, как письменный стол или бюро, диван и книжный шкаф, на стенах располагались картины и приятные хозяину предметы. Почти обязательными были часы – настенные, напольные, настольные, повсюду расставлялись безделушки, и, зачастую, именно по ним и можно было узнать, хозяину или хозяйке принадлежит комната, поскольку принципиальных различий в обстановке мужской или женской комнаты не существовало.
Посмотреть на то, как устраивались кабинеты в восемнадцатом веке, можно в Павловском дворце, подаренном Екатериной Второй своему сыну Павлу. Строительство дворца, начавшееся по проекту шотландского архитектора Чарльза Камерона в 1777 году, было завершено за четыре года, и Павел со своей второй женой Марией Федоровной поселились в одном из самых замечательных, на мой взгляд, дворцов нашей округи. Кстати, это, возможно, единственный дворец, в котором сохранилась жилая обстановка, пусть и не настоящая, но все же приближенная ко времени жизни его хозяев, к тому же многие из предметов подлинные.
Камерон, будучи поклонником Палладио, спроектировал итальянскую виллу и поместил ее на приподнятом берегу извивающейся речки. Пока велось строительство, Павел Петрович и Мария Федоровна отправились в Европу, где собственноручно закупили изрядную долю обстановки, картин и украшений, и, вернувшись через четырнадцать месяцев домой, поселились во вновь отстроенном дворце.
В совсем небольшом дворце, по сравнению с другими царскими резиденциями, можно насчитать около десяти кабинетов, не считая библиотек, причем только один из них называется будуаром, хотя большинство из них расположено на женской половине или в общих покоях. Само разделение, как я уже говорил, на мужской и женский кабинет очень условно. Примерно так же, как зал войны, где заканчивается мужская половина, и зал мира, начинающий женскую, отличаются только лепным декором. Два парадных кабинета, декорированных по проектам Винченцо Бренна и Андрея Воронихина в 1803–1804 годах, – это Ковровый кабинет, принадлежащий Павлу I и будуар Марии Федоровны, только подтверждают вышесказанное.
Комментарии (0)