Вскоре после новогодних праздников пришлось мне услышать, как на одной известной радиостанции две дамы (телекритик и обозреватель по культуре) ругали телевидение. Буквально задыхались от возмущения. Не могли подобрать слов, чтобы выразить всю силу благородного, праведного гнева – гнева образованных, культурных людей, которых темные силы злобно гнетут и заставляют сутками смотреть этот ужас. И, кстати, телекритик заметила: ладно, может быть, в телебеспределе будут просветы, покажут в Рождество фильм «Остров», и я, наконец, посмотрю… На что обозреватель ответила: да,
и я тоже…
Стоп, подумала я. Как же так? Фильм к тому времени два месяца шел в кино. Продавался на диске. Было ясно, что «Остров» – одно из главных событий в нашем кинематографе. А люди, которые профессионально занимаются культурой; люди, чья прямая обязанность – назубок знать культурный ландшафт, не удосужились посмотреть фильм, потратив на это всего два часа. Чем же таким важным они были заняты? Да как чем – смотрели изо всех сил телевизор, чтоб потом его же и поливать. С тем же успехом можно посоветовать плевать в суп, который собираешься съесть.
Другой пример. Наш питерский философ-провокатор Александр Секацкий засветился в «Школе злословия», ток-шоу Татьяны Толстой и Авдотьи Смирновой. Поскольку за четыре года писательницы ничему особо не научились в тележурналистике, Секацкий вещал практически в одиночку, привольно и широко. На следующий день в чатах и блогах поднялись вопли, как хорош, красив, красноречив
был Александр Куприянович, воин на чужом поле. Надо заметить, большинство сетевых болтунов чрезвычайно высокомерны. Они почему-то, на основании того, что их безграмотные писульки читают сто приятелей, чувствуют себя светилами. Смело высказывают суждения, выносят приговоры. Но источник их знаний все тот же, и измениться он не может. Секацкий написал восемь книг, много
лет преподает на философском факультете университета, постоянно выступает – но болтуны заметили его только сейчас, в телевизоре. Потому что они точно такие же ленивцы, как и упомянутые мной официальные, профессиональные болтуны.
Все они, и дилетанты, и профессионалы, схожи в одном – ужасающей умственной лени. Они изо всех сил ругают ящик – но только его и смотрят! Как бы и чем бы человек ни был занят, он всегда может прочесть за год пять-шесть литературных произведений и посмотреть семь-восемь достойных фильмов. Это капля времени. Если он этого не делает, то не имеет никакого права рассуждать о современном искусстве, клепать приговоры, вылезать со своим мнением. Говорящие о деградации современной культуры, учтите – первой деградирует публика. А публика – обленилась. Ей лень вообще куда-то ползти, напрягать мозги, неохота поддерживать чей-то талант любовью и рублем. Можно прекрасно провести время: сначала посмотреть Петросяна по ТВ, а потом включить компьютер и написать в ЖЖ, как
он – Петросян – ужасен и отвратителен. Милое, и при этом энергосберегающее занятие. Никуда ходить не придется; ни о чем не надо думать. Чтобы поддержать молодого талантливого писателя или актера своим вниманием, участием, а может быть (о чудо!), пониманием, нужно тратить время, силы, знания, учиться разбирать, сопоставлять, анализировать. А ругать телевидение за то, что оно дает неправильную жрачку, – много ума не требуется. Вы, брезгливо цедящие сквозь зубы, что-де сериалы – отстой, реалити-шоу – кошмар, фабрика звезд – зоопарк, знаете ли, например, кто такие Марианна Семенова и Ксения Каталымова? Конечно, нет. А это лучшие молодые актрисы Петербурга, талантливые, смелые, умные, великолепно и много работающие. Вместо того чтобы в стотысячный раз поливать ТВ, сходите в «Наш театр» и посмотрите Семенову в спектакле «Все о Еве» или в «Русскую антрепризу» имени Андрея Миронова на Каталымову в «Шутниках».
Надо не кушать, что дают, чтобы потом ругаться – надо жить иначе. Гордо и просто. Преодолевая слабость, инерцию и умственную лень. Вот и все.
и я тоже…
Стоп, подумала я. Как же так? Фильм к тому времени два месяца шел в кино. Продавался на диске. Было ясно, что «Остров» – одно из главных событий в нашем кинематографе. А люди, которые профессионально занимаются культурой; люди, чья прямая обязанность – назубок знать культурный ландшафт, не удосужились посмотреть фильм, потратив на это всего два часа. Чем же таким важным они были заняты? Да как чем – смотрели изо всех сил телевизор, чтоб потом его же и поливать. С тем же успехом можно посоветовать плевать в суп, который собираешься съесть.
Другой пример. Наш питерский философ-провокатор Александр Секацкий засветился в «Школе злословия», ток-шоу Татьяны Толстой и Авдотьи Смирновой. Поскольку за четыре года писательницы ничему особо не научились в тележурналистике, Секацкий вещал практически в одиночку, привольно и широко. На следующий день в чатах и блогах поднялись вопли, как хорош, красив, красноречив
был Александр Куприянович, воин на чужом поле. Надо заметить, большинство сетевых болтунов чрезвычайно высокомерны. Они почему-то, на основании того, что их безграмотные писульки читают сто приятелей, чувствуют себя светилами. Смело высказывают суждения, выносят приговоры. Но источник их знаний все тот же, и измениться он не может. Секацкий написал восемь книг, много
лет преподает на философском факультете университета, постоянно выступает – но болтуны заметили его только сейчас, в телевизоре. Потому что они точно такие же ленивцы, как и упомянутые мной официальные, профессиональные болтуны.
Все они, и дилетанты, и профессионалы, схожи в одном – ужасающей умственной лени. Они изо всех сил ругают ящик – но только его и смотрят! Как бы и чем бы человек ни был занят, он всегда может прочесть за год пять-шесть литературных произведений и посмотреть семь-восемь достойных фильмов. Это капля времени. Если он этого не делает, то не имеет никакого права рассуждать о современном искусстве, клепать приговоры, вылезать со своим мнением. Говорящие о деградации современной культуры, учтите – первой деградирует публика. А публика – обленилась. Ей лень вообще куда-то ползти, напрягать мозги, неохота поддерживать чей-то талант любовью и рублем. Можно прекрасно провести время: сначала посмотреть Петросяна по ТВ, а потом включить компьютер и написать в ЖЖ, как
он – Петросян – ужасен и отвратителен. Милое, и при этом энергосберегающее занятие. Никуда ходить не придется; ни о чем не надо думать. Чтобы поддержать молодого талантливого писателя или актера своим вниманием, участием, а может быть (о чудо!), пониманием, нужно тратить время, силы, знания, учиться разбирать, сопоставлять, анализировать. А ругать телевидение за то, что оно дает неправильную жрачку, – много ума не требуется. Вы, брезгливо цедящие сквозь зубы, что-де сериалы – отстой, реалити-шоу – кошмар, фабрика звезд – зоопарк, знаете ли, например, кто такие Марианна Семенова и Ксения Каталымова? Конечно, нет. А это лучшие молодые актрисы Петербурга, талантливые, смелые, умные, великолепно и много работающие. Вместо того чтобы в стотысячный раз поливать ТВ, сходите в «Наш театр» и посмотрите Семенову в спектакле «Все о Еве» или в «Русскую антрепризу» имени Андрея Миронова на Каталымову в «Шутниках».
Надо не кушать, что дают, чтобы потом ругаться – надо жить иначе. Гордо и просто. Преодолевая слабость, инерцию и умственную лень. Вот и все.
Комментарии (0)