Самый харизматичный герой российского ТВ издал первый том книги «Намедни. Наша эра. 1961–1991» – печатной версии популярного телепроекта.
В книге каждый год советской истории, начиная с 1961-го, представлен знаковыми событиями, анекдотами, воспоминаниями очевидцев. Многие фотографии мне прислали из личных архивов. В предисловии я попытался объяснить, почему я, собственно, вернулся к этому проекту, только в другом виде. Это прошлое, которое не ушло. Оно оказалось нашей античностью. Вот, например, 1970-е – их возрождением у нас в стране занялись в «тучные годы», во второй президентский срок Путина. Когда мы стали великой энергетической державой, когда с Америкой тягались на равных, когда весь мир поделился на тех, кто за нас и кто против, когда заимели сателлитов и стали требовать, чтобы их международно признавали.
Кто-то прочитает книгу как предостережение – ради Бога. Кто-то просто увидит параллели. Я ведь не про то писал, что это плохо или хорошо, а про то, что это так. На это надо честно посмотреть и понять, что ничего нового по сравнению с 1970-ми, кроме товарного изобилия, нет. Есть меньшинство, которое живет поверх барьеров, интегрировано в Европу и о гражданстве своем вспоминает, только доставая паспорт, да и то он у них может оказаться уже не один. Но в массе своей люди мыслят так же, как тогда.
Мне бы хотелось сделать проникновение моих идеологических воззрений в книгу минимальным. Хотя мы рассматриваем советское время, зная, чем оно кончилось. В этом смысле антисоветской оказалась история. Поэтому все рассказы про то, что была великая держава… Что ж она ни накормить не могла, ни одеть, ни обуть? И потом так позорно рухнула?
То, что книга в твердой обложке, не значит, что это литература. Это журналистика. Мое дело – чтобы было интересно. Я все-таки в большей степени телевизионщик. Создаю занимательный продукт, который не должен профанировать историю. Хотя и в этом обвиняют, конечно. Когда почитаешь, что пишут иногда про мой фильм «Птица Гоголь», который показали в апреле к двухсотлетию со дня рождения писателя… Таким людям лучше просто не смотреть телевизор. Они должны понять, что их претензии скорее не ко мне, а к тому, что вообще в принципе существует этот мерзкий ящик. И к тому, что в нем катаются на коньках, голосуют за Билана, играют в футбол, а еще и рассказывают про «наше все» и это опошляет классика. Но это неизбежно: я работаю в жанре живописи спичечных этикеток. Так что станковистов прошу не смотреть: вас немного, а остальных просто курильщиков – до фига. Мы трудимся для них.
Комментарии (0)