Журнал «СОБАКА.RU» опросил более трехсот актеров, режиссеров, продюсеров, сценаристов и киноведов и составил список главных персон, определяющих сегодня понятие "российский кинематограф".
а
Юрий Арабов
/сценарист/
Драматург-философ, чуждый бессмысленного назидания и нравоучительности. Всем известны плоды его многолетнего сотрудничества с Александром Сокуровым на фильмах «Молох», «Телец» и «Солнце». Сейчас дуэт Арабова и Сокурова распался, тем интересней наблюдать, как сценарии мэтра реализуют другие авторы – например, Кирилл Серебренников и Александр Прошкин. «Юрьев день» и «Чудо» вышли довольно точной экранизацией арабовских текстов, но, впрочем, неясно, выиграл ли от этого сам автор.
Любовь Аркус
/редактор журнала «Сеанс»/
Киновед, издатель, создатель многотомной энциклопедии «Новейшая история отечественного кино», главный редактор, пожалуй, самого уникального в стране издания о кинематографе – журнала «Сеанс». Кроме того, ее усилиями издаются серия «Библиотека кинодраматурга» и множество книг по истории кино. б
Алексей Балабанов
/режиссер/
Сэм Пекинпа нашего кино, режиссер-шок, мастер, умеющий формулировать авторское высказывание на территории широкого проката, проклятый поэт, который знает больные точки эпохи и безошибочно с размаху бьет по ним: бытовой расизм, чеченская война, ностальгия по СССР. Со своим соратником – продюсером Сергеем Сельяновым Балабанов сделал фильмы, без которых нового российского кино не было бы как факта: «Брат», «Про уродов и людей», «Груз 200».
Павел Бардин
/режиссер/
Сын аниматора Гарри Бардина и автор среднего эмтивишного сериала «Клуб», Павел Бардин скандально прославился в прошлом году занятной драмой «Россия 88», снятой за небольшие деньги в стилистике документального кино. Многие сочли честную ленту о скинхедах пропагандой нацизма. Власти препятствовали даже единичным показам картины – впрочем, в феврале 2010 года дело до проката все-таки дошло. Бардин тем временем снял еще один фильм про маргиналов с говорящим названием «Гоп-стоп».
Тимур Бекмамбетов
/режиссер/
Он начинал с рекламы банка «Империал» и работы на голливудского мастера картин категории B Роджера Кормана, а вырос в главного российского режиссера 2000-х – если не по оригинальности, то по количеству купленных билетов точно. Бекмамбетов, как Дед Мороз, приносит подарки под Новый год: сначала он «обошел владенья свои» «Ночным», а затем и «Дневным дозором», потом получил карт-бланш на съемки сиквела советского новогоднего хита «Ирония судьбы», побил голливудских бракоделов на их территории боевиком «Особо опасен», а последним, уже продюсерским достижением Тимура и его команды стал экшен «Черная молния» – про старую летающую «Волгу» и русского супергероя в исполнении Григория Добрыгина.
Сергей Безруков
/актер/
Одно время Безруков узурпировал роли всех гениев и титанов в российском кино: он был и Пушкиным, и Есениным, и булгаковским Иешуа, озвучивал князя Владимира в одноименном державном мультфильме и читал закадровый текст в патриотическом блокбастере «Тарас Бульба». Словно почувствовав перебор пафоса в своей фильмографии, актер принялся снижать его ролями посредственностей, неудачников и недотеп. После Ираклия из «Иронии судьбы – 2» и зэка из «Каникул строгого режима» думается, что именно это и есть лучшее амплуа для Безрукова.
Шандор Беркеши
/оператор/
Считается, что Беркеши обожают продюсеры: он идеально попадает в цвет, что позволяет сэкономить на пленке. Однако этим умением достоинства венгра не исчерпываются. В эпоху крайне подвижной камеры и рваного монтажа он упорно продолжает снимать со штатива. Утонченная статика – одно из главных свойств всех его фильмов. Он извечный соавтор Бориса Хлебникова.
Федор Бондарчук
/режиссер/
Cын советского киноклассика вырвался из клипмейкерского подполья «9-й ротой», поставившей очередной кассовый рекорд 2000-х. После этой военной драмы Бондарчук взялся за супер-боевик «Обитаемый остров», тоже не без военных сцен, который, увы, едва вышел в ноль. Но после того как было объявлено, что теперь он ставит большое кино о Сталинградской битве, стало казаться, что первые две картины были не более чем дорогостоящими разминками перед съемками по-настоящему грандиозного батального кино. Иными словами, Федор Сергеевич замахнулся на свою «Войну и мир» – фамилия обязывает.
Роман Борисевич
/продюсер/
Основатель кинокомпании «Коктебель» ответствен за большую часть российского артхауса: с ним работают Борис Хлебников, Алексей Попогребский, Василий Сигарев, да и Николай Хомерики «Сказку про темноту» тоже сделал в «Коктебеле». Такая страсть продюсера к авторскому кино, впрочем, труднообъяснима, ведь сам Борисевич в нескольких интервью утверждал, что по-настоящему любит и понимает только фильмы ужасов.
Оксана Бычкова
/режиссер/
Ученица Петра Тодоровского – один из немногих режиссеров, умеющих сделать легкое, но при этом не тошнотворное кино. Конечно, две истории о девушках в большом городе – «Питер FM» и «Плюс один» – при всем желании никак не назовешь шедеврами, но в их легкомысленном очаровании есть свой смысл. По крайней мере, они поднимают настроение.
в Артем Васильев
/продюсер/
Генеральный продюсер Phenomen Films, как и многие, пришел в кино из рекламы, но в отличие от многих, по нему это незаметно. Сегодня он работает с двумя самыми многообещающими режиссерами: Алексеем Германом-младшим и Ильей Хржановским. С первым они сделали «Бумажного солдата», со вторым тянут многомиллионный новаторский байопик о Льве Ландау.
Надежда Васильева
/художник по костюмам/
Наверное, лучший в стране художник по костюмам, жена и верный соратник режиссера Алексея Балабанова. Именно она работала на всех его фильмах, а также на десятке других – от ядовитой «Нирваны» Игоря Волошина до «Идиота» Владимира Бортко. Превосходно понимающая время Васильева незаменима для ретро, но иногда придуманные ею наряды сами становятся символом эпохи, как, например, свитер Данилы Багрова из «Брата».
Роман Волобуев
/кинокритик/
Он не склоняется перед признанными авторитетами и чужд какой бы то ни было ангажированности: в то время как десятки рецензий на кинохалтуру выглядят кнопкой, которую второклассники подложили на стул учителя, Волобуев на своей территории раздает профессиональные зуботычины и оплеухи. От него достается даже таким зубрам, как Михаил Боярский, про работу которого в «Тарасе Бульбе» он остроумно заметил, что не обнаружив в сценарии реплики «Канальи!», актер выкрикивает с предназначенной для нее интонацией те, которые нашел. Самому Волобуеву тоже достается в блогосфере, тем не менее статистика свидетельствует, что он самый читаемый кинокритик страны. Когда-то у него был даже фан-сайт.
Игорь Волошин
/режиссер/
Волошину прочили большое будущее: два года назад его стильный короткометражный фильм о чеченской войне «Коза» стал призером «Кинотавра». С тех пор дебютант снял три картины: цветастую кибердраму «Нирвана», тенденциозную политическую агитку для Первого канала «Олимпиус Инферно» и кино, о котором долго мечтал, – автобиографическую наркоманскую драму «Я». По совокупности можно заключить, что лучше всего Волошину удаются подбор саундтрека, эффектный монтаж и костюмы.
г
Валерия Гай-Германика
/режиссер/
Кеды до колена, китайская хохлатая собачка на руках, пирсинг – двадцатипятилетняя Гай-Германика тщательно работает над образом enfant terrible и любит бесить кинематографическую общественность, раздавая хулиганские интервью. Но пока ее фильмография не слишком оправдывает такой апломб, поскольку ограничивается, по сути, всего лишь одним полнометражным фильмом «Все умрут, а я останусь», за который на прошлогодней церемонии вручения «Ники» Гай-Германика была названа открытием года. Последняя ее работа – сериал «Школа» на Первом канале – самый обсуждаемый ТВ-проект начала 2010 года.
Сергей Гармаш
/актер/
Хотя Гармаш появился в кино на рубеже 1980–1990-х как герой ретротриллеров, а его разбойничья улыбка хорошо гармонировала с военной формой в каком-нибудь «Моонзунде» или «Отряде», сейчас его образ несет другую смысловую нагрузку. Он – простой русский мужик-работяга, небогатый, но сильный духом и принципами, и эта матрица идеально ложится и в михалковскую драму «12», и в философский мюзикл «Стиляги», и в новейший кинокомикс «Черная молния».
Не стоит удивляться, если скоро мы увидим Гармаша в роли деда Мазая или Ивана Сусанина.
Алексей Герман-младший
/режиссер/
Продолжатель германовской династии и традиции, Алексей Алексеевич Герман снял уже три фильма. Каждый из них – изящнейшее формальное упражнение: идеальные сверхдлинные планы, с толком выбранная натура, добротная актерская игра – так красиво в России мало кто снимает. За последнюю картину, «Бумажный солдат», Герман-младший получил заслуженный приз на фестивале в Венеции, причем мастерство режиссера особо отметил председатель жюри великий Джонни То.
Алексей Герман-старший
/режиссер/
Титан, патриарх и просто самый уважаемый режиссер на постсоветском пространстве, Алексей Герман-старший славен суровым нравом и резкими заявлениями: демонстративно покидая Союз кинематографистов, Никиту Михалкова он назвал «новым русским», а Игоря Масленникова – «талибом». Знаменит Герман и чрезвычайной требовательностью в работе. Его последний фильм – «История арканарской резни» по роману братьев Стругацких «Трудно быть богом» – находится в производстве вот уже десять лет. Пожалуй, Герман-старший единственный, кто может себе позволить такие сроки. И только потому, что каждый его фильм без преувеличения шедевр.
д
Даша Данилова
/режиссер монтажа/
Даша Данилова, по ее собственному утверждению, по-настоящему научилась монтировать на своем первом фильме – молодежной комедии «Никто не знает про секс». Потом были и удивительный «Отрыв» Миндадзе, на котором она работала вместе с Иваном Лебедевым, и «Баксы» Гуки Омаровой, а в 2009-м – две из пятерки самых громких премьер года: «Волчок» и «Сказка про темноту».
Леонид Десятников
/композитор/
Для интеллектуала Десятникова, столпа ленинградской композиторской школы, кино всегда было скорее развлечением, чем серьезным полем применения музыкальных талантов. Тем не менее многие его саундтреки отрываются от фильмов, чтобы жить своей жизнью. Так было и с маршем из «Кавказского пленника» Сергея Бодрова, и с музыкой к «Закату» Александра Зельдовича, и, конечно, с фантастическими стилизованными песнями из «Москвы» того же Зельдовича.
Владимир Дмитриев
/историк кино/
Архивист и руководитель Государственного фильмофонда, который работает там с 1961 года! Госфильмофонд регулярно проводит специальный фестиваль архивного кино «Белые Столбы», благодаря чему Дмитриева иногда в шутку называют «скупым рыцарем Белых Столбов». Впрочем, в начале 1990-х он показал себя не скупым, а настоящим рыцарем, когда героически не допустил раздела и, как следствие, расхищения фонда, в котором более пятидесяти тысяч уникальных картин.
Даниил Дондурей
/редактор журнала «Искусство кино»/
Этот культуролог и социолог с 1993 года возглавляет редкий для России серьезный журнал о кинематографе «Искусство кино». Идеалист Дондурей без устали борется с тем, что ему не нравится в российской киноиндустрии. Последний акт этой борьбы состоялся во время печально известного съезда Союза кинематографистов, где он поддержал Марлена Хуциева. В результате «Искусство кино» потеряло свое здание в Москве, на улице Усиевича, где размещалось с 1960-х годов. е
Михаил Ефремов
/актер/
«Это наша общая проблема – Михаил Олегович Ефремов» – так, кажется, было озаглавлено одно из интервью актера. Очень правильное название. Балагур и папин наследник, он сам о своих ролях говорит так: «Я играю или плохих комических фашистов, или смешных советских офицеров». Главное, что можно сказать о его героях, – они незадачливые. Трогательно абсурдные поддатые граждане. За эту адекватность окружающей действительности Ефремова любят самые широкие слои населения. з
Андрей Звягинцев
/режиссер/
Мастер глубокомысленных картин-ребусов об отношениях между людьми, обласканный европейскими критиками. Дебют «Возвращение» этого некогда скромного телепостановщика с канала «Рен ТВ» взял «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, и второй фильм Звягинцева, «Изгнание», о замысловатой семейной трагедии, уже взяли в конкурс Канн. Без наград лента не осталась: приз за лучшую мужскую роль получил Константин Лавроненко, открытый для кино именно Звягинцевым.
к
Наум Клейман
/историк кино/
Неутомимый исследователь наследия Эйзенштейна и руководитель московского Музея кино, где выросло поколение кинематографистов, заявившее о себе на последнем «Кинотавре». К сожалению, после закрытия в 2005 году здания музея на Красной Пресне по его киноклубной и просветительской деятельности нанесен серьезнейший удар. л
Иван Лебедев
/режиссер монтажа/
Лебедев заслуженно считается лучшим в своей профессии: музыкант по образованию, он идеально чувствует ритм кино, а свою карьеру в монтаже начал со знакомства с самим Славой Цукерманом, автором «Жидкого неба». Он режет и клеит важнейшие российские фильмы, такие как «Бумер» Петра Буслова или «Простые вещи» Алексея Попогребского.
Рената Литвинова
/актриса/
Прежде всего Литвинова не актриса, но важнейший кинодраматург, автор сценария к «Стране глухих» Валерия Тодоровского, а также к «Увлечениям», «Трем историям» и «Двум в одном» Киры Муратовой. На экране же она вечная пленница своего жеманного образа. И даже ее разоблачения – Балабанов в «Мне не больно», например, наряжал ее в огненно-рыжий парик и передничек официантки – оказываются не так уж удачны.
Павел Лунгин
/режиссер/
Язвительный критик назовет Павла Лунгина ветряком, который готов повернуться в любую сторону. Он и едкий сатирик, и певец широкой русской души, и подвижник веры, с равным успехом снимающий ленты и про олигархов, и про люберов. Его «Остров» показывают по телевидению на главные православные праздники, а недавнего «Царя» можно счесть весьма однозначным диагнозом власти в ее русской интерпретации. Но главное – Лунгин единственный, кто знает, как снимать Петра Мамонова. м
Сергей Маковецкий
/актер/
В прошлом году Маковецкий рискнул перевоплотиться в деревенского дедушку в фильме «Живи и помни» и тем наглядно продемонстрировал, насколько широк его актерский диапазон. Он особо великолепен в ролях чудесных интеллигентов, как в «72 метрах» или «12», но лучше всего ему удаются сволочи, как в картине «Про уродов и людей» или в «Русском бунте». Герои фильма «Сволочи» и в подметки не годятся сволочам Маковецкого.
Виталий Манский
/режиссер/
Руководитель студии «Вертов и Ко», президент «Артдокфеста» и по совместительству острый, важный документалист русского кино. Манский снимал Горбачева и Ельцина, был в Кремле, когда туда в первый рабочий день пришел Владимир Путин, запечатлел фиаско группы t.A.T.u. на «Евровидении» и стал первым, чей полнометражный документальный фильм – «Девственность» – вышел в кинопрокат.
Виктор Матизен
/кинокритик/
Бессменный предводитель Гильдии киноведов и кинокритиков, Виктор Матизен любит громкие баталии и публичные споры. Когда-то он ославился из-за публичного конфликта, касавшегося судьбы фильма «Груз 200», – в результате гильдию покинули самые именитые и печатаемые ее члены. А недавно Матизен потерял корочки Союза кинематографистов в бою против Никиты Михалкова. Бесстрашие и неутомимость президента отметили коллеги по гильдии и даже те, кто когда-то из нее вышел.
Владимир Машков
/актер/
Показательный экранный мачо, который в случае необходимости может легко пригасить свой мачизм. Он сыграл, наверное, единственного на сто процентов полноценного российского героя боевика в «Охоте на пиранью» и одновременно с этим на редкость адекватно изобразил Рогожина в сериале Владимира Бортко «Идиот», послевоенного бандита в «Воре» Павла Чухрая и еврейского отца в собственном «Папе». Может обрядиться и в засаленный ватничек, как в новейшем фильме Алексея Учителя «Густав».
Сергей Мелькумов
/продюсер/
Очень опытный, начавший продюсерскую карьеру сразу после перестройки, Сергей Мелькумов – продюсер широчайшего диапазона, через его руки прошли столь разные проекты, как меланхоличная комедия «Тюльпан» на казахском языке, получившая призы молодежного жюри и Министерства образования Франции на шестьдесят первом Каннском кинофестивале, и фантастический блокбастер «Обитаемый остров» (в партнерстве с Александром Роднянским). Сейчас Мелькумов работает над новой экранизацией булгаковской «Белой гвардии» режиссера Сергея Снежкина с Сергеем Гармашем, Владимиром Машковым и Константином Хабенским.
Алексей Мизгирев
/режиссер/
В своем дебюте «Кремень» он мастерски переложил голливудского «Таксиста». На каркас сюжета, придуманного Мартином Скорсезе, Мизгирев насадил жесткую историю о провинциальном дембеле в московской милиции. Его фраза «Твердость не тупость» стала афоризмом, а сомнительные поступки очевидно взволновали чинов из МВД. В прошлом году картиной «Бубен, барабан» Мизгирев поставил неутешительный диагноз уже провинциальной интеллигенции, чем не угодил интеллигенции столичной в лице Станислава Говорухина. Зато благодаря «Бубну» мы вновь увидели на экране отличную актрису – звезду «Маленькой Веры» Наталью Негоду.
Александр Миндадзе
/режиссер/
Миндадзе написал глубокие и острые сценарии для всех лент Вадима Абдрашитова, но после феноменального режиссерского дебюта – фильма «Отрыв» – похоже, что он останется в истории кино в двух ипостасях. Пока Миндадзе готовится к съемкам новой картины о чернобыльской катастрофе, на экраны выходит снятая по его сценарию чудная драма Андрея Прошкина «Миннесота» – о двух братьях, хоккеистах провинциальной команды, мечтающих уехать на Запад.
Евгений Миронов
/актер/
Несмотря на тяготение к героям с тонкой душевной организацией, Евгений Миронов невероятно пластичен. Он может быть Достоевским, как в новом проекте Владимира Хотиненко, а может – бандитом-подпольщиком, как в «Охоте на пиранью» Андрея Кавуна. Его мобильность и приспособляемость завораживают, а чрезвычайная актерская техника внушает уважение даже тем, кто утверждает, что, кроме техники, в нем ничего и нет.
Никита Михалков
/режиссер/
Отбившись от противников на последнем съезде кинематографистов, режиссер, актер и большой человек Никита Михалков вновь занял пост председателя СК. Воспользовавшись кризисом и недостатком инвесторов, он решил встать у руля киноиндустрии и напрямую контролировать распределение денег, заседая в комитете, созданном Путиным. Предполагается, что пострадают от этого прежде всего те, кто снимает кино непатриотическое, социально нездоровое, не слишком оптимистичное. Короче, артхаус.
Анна Михалкова
/актриса/
Старшая дочь Никиты Михалкова наследует двум выдающимся советским актрисам, воплощавшим на экране образ терпеливой, мудрой и всепрощающей женщины: Нонне Мордюковой и Лидии Федосеевой-Шукшиной. Она любящая дочь, которая заставляет больного папу пить таблетки, в «Сумасшедшей помощи» Бориса Хлебникова. Она красиво вдовствует в «Живи и помни» Александра Прошкина. Она красиво страдает в «Связи» Дуни Смирновой. И совершенно естественно, что при этом именно она ведет «Спокойной ночи, малыши».
Кира Муратова
/режиссер/
Живущую в Одессе Муратову в России привыкли числить своей. И дело тут не только в общем советском прошлом. Во-первых, ее сегодняшние фильмы часто финансируются российскими продюсерами, во-вторых, в них всегда звучит русская речь, а в-третьих, не так много в России мастеров, раз в два года создающих шедевр. Муратова, впрочем, уникальна не только для русского кино: едва ли в мире найдется другая женщина-режиссер со столь бескомпромиссным взглядом на действительность, что подтверждает ее новая угрюмая рождественская сказка с плохим концом «Мелодия для шарманки».
Константин Мурзенко
/сценарист/
«Ты знаешь, чем педофил отличается от педагога? Педофил детей любит». Мурзенко, мастер живых диалогов и черного тарантиновского юмора, особо заметных в фильмах «Мама, не горюй» и «Жесть», пару лет назад взял тайм-аут, но даже молча продолжает оказывать влияние на кинематограф. Его идеи подпитывают жанровое кино – так, при участии Мурзенко в качестве консультанта снят веселый третий «Антикиллер», – а сам он появляется на экране в эффектных эпизодических ролях, например пьяного сержанта милиции в сиквеле «Иронии судьбы». п
Андрей Плахов
/кинокритик/
Самый авторитетный российский критик, президент международной организации кинопрессы ФИПРЕССИ. В конце 1980-х Плахов возглавлял так называемую конфликтную комиссию, снимал с полки ленты, запрещенные в СССР, и возвращал в оборот непризнанных гениев вроде Тенгиза Абуладзе и Алексея Германа-старшего. Сегодня его спокойный рассудительный тон уравновешивает на страницах «Коммерсанта» ядовитые фейерверки Лидии Масловой. Кроме того, Плахов пишет книги на тему кино, участвует в составлении программы Московского международного кинофестиваля, а на «Кинотавре» у него собственная программа – «Летняя эйфория».
Владимир Путин
/премьер-министр/
Еще год назад железный премьер, наверное, не попал бы в этот список. Но сегодня именно от него зависит, какие фильмы будут снимать наши кинематографисты. Созданный и возглавляемый Путиным комитет по кино решил урегулировать некоторые аспекты государственного финансирования киноиндустрии, урезав полномочия Министерства культуры.
Алексей Попогребский
/режиссер/
Одна из половинок дуэта, сотворившего «Коктебель». Фильмом «Простые вещи» Попогребский показал, насколько сильно он отличается от своего партнера по совместному дебюту Бориса Хлебникова. Его конек – стремительные житейские истории, снятые ручной камерой оператора Павла Костомарова. Его новый фильм «Последний день» – минималистская история о двух метеорологах на дальневосточной станции – включен в основную программу Берлинского кинофестиваля. p
Кирилл Разлогов
/кинокритик/
Этот уважаемый киновед стал специалистом по буржуазному кино еще в советское время. Интеллектуал и эрудит, владеющий несколькими языками, умел рассказать, почему нужно посмотреть какое-то конкретное кино, не только в прессе, но и на телевидении – раньше в программах «Киномарафон» и «Век кино», а сейчас в программе «Культ кино» на канале «Культура». Кроме того, он брат Натальи Разлоговой, гражданской жены Виктора Цоя.
Ксения Раппопорт
/актриса/
Посол русского кино в Европе: в 2008 году она вела церемонию открытия Венецианского кинофестиваля, а в 2009-м получила на том же кинофоруме приз за лучшую женскую роль в фильме «Двойной час» Джузеппе Капотонди. На родине фантастическую театральную актрису с ходу присвоило себе телевидение. «Казароза», «Ликвидация», «Исаев» – все это и Раппопорт в том числе.
Александр Роднянский
/продюсер/
Легендарный медиаменеджер и продюсер пришел в кино той же дорогой, что и Константин Эрнст, – через телевидение. Символично, что в начале 2009 года они, как Пересвет и Челубей, схлестнулись новогодними премьерами: глава Первого канала поддерживал «Стиляг», Роднянский – «Обитаемый остров». Его, впрочем, интересуют не только мегабюджетные проекты, он продолжает искать новых звезд и поэтому поддержал, например, рискованную «Россию 88» Павла Бардина.
с
Кирилл Серебренников
/режиссер/
Известность в кино театральный режиссер Серебренников обрел, когда перенес на экран пьесу братьев Пресняковых «Изображая жертву», ту, что так удачно ставил в театре. Получилась язвительная и точная сатира на наше время и наших современников. Тогда же с легкой руки режиссера на экран шагнули сыгравший главного героя Юрий Чурсин и произнесший проникновенный матерный монолог Виталий Хаев. Следующий фильм Серебренникова, духоподъемный «Юрьев день», вызвал споры длиною в год.
Алексей Серебряков
/актер/
Впервые он появился в кино еще ребенком – в культовом советском сериале «Вечный зов», и с тех пор востребованность Серебрякова неуклонно росла. Сейчас он снимается в пяти картинах за год. Это редкий артист, который эпизодических героев делает ярче, чем многие другие – главных. Он незаменим в амплуа брутального комбата, как в «9-й роте» или «Штрафбате», но надо признать, что модный стилистгей из «Глянца» Кончаловского удался ему ничуть не меньше. А скоро он появится в сериале «ПираМММида» в роли одиозного дельца 1990-х Сергея Мавроди.
Василий Сигарев
/режиссер/
Громкий, но абсолютно депрессивный дебют сделал возможным появление Сигарева в этом списке. Поставленный по собственной пьесе режиссера фильм «Волчок» у части зрителей вызвал рвотный рефлекс, других привел в восторг – критика оказалась солидарна со вторыми. Однозначно Сигарева стоит благодарить за то, что он вывел на экран свою жену – актрису Яну Троянову, филигранно сыгравшую оторву, которая, вернувшись из зоны, как будто не замечает существования шестилетней дочери.
Андрей Сигле
/композитор/
Работавший в качестве аранжировщика с «Кино», «Алисой» и «Наутилусом» Андрей Сигле не просто композитор, но еще и артхаусный продюсер, с которым сотрудничают такие режиссеры, как Константин Лопушанский, Сергей Овчаров и Александр Сокуров. Сегодня Сигле пишет музыку прежде всего к картинам, производством которых занимается его продюсерская компания.
Александр Сокуров
/режиссер/
Подлинный художник и модернист, редкий российский режиссер, чье имя на Западе известно едва ли не лучше, чем в отечестве. Комплименты в его адрес говорят Мартин Скорсезе и Карлос Рейгадас, а в Японии Сокурова и вовсе носят на руках. Его трилогия из фильмов «Молох», «Телец» и «Солнце» считается едва ли не лучшим высказыванием о власти в мировом кино.
Виктор Сухоруков
/актер/
Черт из табакерки, введенный в широкий кинооборот Юрием Маминым в фильме «Бакенбарды» и Алексеем Балабановым. Последний, правда, предпочитал переозвучивать героев Сухорукова голосом Алексея Полуяна. После «Брата» и «Про уродов и людей» к актеру прилипло амплуа мелкого беса, которое было с успехом реализовано, например, в первом «Антикиллере». И до сих пор он продолжает играть героев немного аутичных, престранных. За то и любим.
т
Сергей Толстиков
/чиновник/
Бывший налоговик и топ-менеджер отрасли машиностроения стал руководителем новой организации, ответственной за распределение государственных средств, отпущенных на кино. Эта новость стала главным кинематографическим откровением 2009 года, режиссеры и продюсеры в ужасе. Новый фонд будет выделять средства не под отдельные проекты, а напрямую киностудиям. То есть деньги поделят крупнейшие игроки рынка, которые станут использовать их по своему усмотрению.
Михаил Трофименков
/кинокритик/
Критик-интеллектуал, блестящий знаток французской «новой волны», один из отцов-основателей журнала «Сеанс», Михаил Трофименков беспрерывно ведет популяризаторскую работу, объясняя, что именно нужно смотреть по телевизору, и пытаясь сориентировать зрителя в фильмах текущего проката. Некоторые упрекают его в склонности ко вкусовщине. Но это лишь оттого, что у Трофименкова есть вкус.
Сергей Трофимов
/оператор/
В сегодняшнем российском кино работают очень много операторов-рекламщиков, но самый известный из них, безусловно, Сергей Трофимов. На его счету более двухсот пятидесяти рекламных роликов и почти все российские работы Тимура Бекмамбетова. Впрочем, не стоит считать, что рука Трофимова способна лишь на залихватскую винегретную структуру бекмамбетовского кино. Он мультиинструменталист и может снимать в любом стиле. Доказательством тому – «Монгол» Сергея Бодрова-старшего.
у
Алексей Учитель
/режиссер/
Тонкий стилист с прохладным взглядом, обладатель мягкой руки и интонации. Учитель когда-то начинал как документалист, и его довольно долго, несмотря на внушительный опыт и совсем не юный возраст, называли молодым режиссером. Впрочем, после картин «Прогулка», где он сделал прорыв к молодежной аудитории, и «Пленный», где намекнул на гомоэротическую связь между российским солдатом и чеченским юношей, критические страсти вокруг этой фигуры чуть поутихли. ф
Петр Федоров
/актер/
Крепкий, харизматичный молодой актер, в котором добротная актерская техника сочетается с ощутимой внутренней энергией. С ирокезом ли в «Обитаемом острове», гладко выбритый ли в «России 88» – мощный и подвижный Федоров хорош везде, где требуется обольстить аудиторию. Корни у него актерские: двоюродный дед – Александр Збруев.
х Константин Хабенский
/актер/
Выходец из петербургского Театра имени Ленсовета, Хабенский прошел горнило сериала «Убойная сила» и стал народной звездой еще до того, как сыграл Антона Городецкого в «Дозорах». Константин Эрнст в одном из интервью высказал мнение, что «Хабенский – единственный, через кого сегодня проходят токи времени». И не только нашего, хочется добавить после просмотра «Адмирала».
Алишер Хамидходжаев
/оператор/
Возможно, обладатель лучшей камеры в России. Природный наблюдатель, умеющий всматриваться в действительность, работает с Николаем Хомерики и Николаем Досталем, со Станиславом Говорухиным и Сергеем Дворцевым. За красивейшие тревелинги и филигранный внутрикадровый монтаж «Бумажного солдата» Хамидходжаев совместно с Максимом Дроздовым получил операторскую награду Венецианского кинофестиваля.
Борис Хлебников
/режиссер/
«Гоголь русского кино», Хлебников разделил свой дебют на двоих с Алексеем Попогребским. Фильм назывался «Коктебель», он стал призером ММКФ и первой работой продюсерской компании Романа Борисевича, которую так и назвали – «Коктебель». С тех пор Хлебников успел снять еще две картины: тончайшую драму о провинциальной юности «Свободное плавание» и смешную до слез «Сумасшедшую помощь» – абсолютно про жизнь, но ничуть не пошло.
Николай Хомерики
/режиссер/
Хомерики учился кинорежиссуре во Франции, а производственную практику проходил на площадке фильма «Постоянные любовники» французского классика Филиппа Гарреля, и кажется, именно поэтому у него получается создавать кино по-европейски стильное, с современным, живым дыханием. Обе его полнометражные картины – «977» и «Сказка про темноту» – попадали в программу «Особый взгляд» Каннского фестиваля, что само по себе знак исключительного качества. Отдельное спасибо Хомерики за то, что по счастливой случайности разглядел большую актрису в экс-балерине Алисе Хазановой.
Илья Хржановский
/режиссер/
Его картина «4» вызвала шок, с трудом вышла в прокат, но собирала полные залы в киноклубах и арт-кинотеатрах. Сценарий о клонах, написанный Владимиром Сорокиным, сюрреалистическая сцена старушечьей попойки, безумный звук – агрессия и радикализм Ильи Хржановского аукнулись призом Роттердамского фестиваля. Сегодня он ставит фильм «Дау», о великом физике Льве Ландау, – один из самых амбициозных проектов в истории отечественного кино. Гигантские декорации НИИ, выстроенные в заброшенном харьковском бассейне, захватывают дух, картотека режиссеров по кастингу переплюнет собрание сочинений Льва Толстого, а обстановка на площадке, по слухам, напоминает финальные сцены «Апокалипсиса сегодня».
Марлен Хуциев
/режиссер/
На предпоследнем съезде Союза кинематографистов, решения которого были отменены судебным решением, Марлена Хуциева избрали председателем СК. За него проголосовали молодые члены союза и практически все противники Никиты Михалкова. Для нашего кино автор «Заставы Ильича», классик оттепели – патриарх и неколебимый авторитет, но передряга с выборами этого года стоила ему очень дорого. Среди прочего режиссер был выведен из ученого совета ВГИКа.
ш
Сергей Шнуров
/композитор/
В карьере образцового матерщинника есть несколько гениальных саундтреков и мелодий, которые западают в память моментально, стоит их только услышать. Но лучше всему ему даются темы автомобиля и дороги. Он написал гимн «копейке» для одноименного фильма Ивана Дыховичного и подытожил 1990-е в «Бумере» Петра Буслова. Там же можно обнаружить лучший рингтон десятилетия, автор – Шнур. э
Константин Эрнст
/продюсер/
Всемогущий повелитель Первого канала поставил первые рекорды российской киноиндустрии, обеспеченные не только оглушительными премьерами с прямотаки голливудской картинкой, но и мощной телерекламой продук
Юрий Арабов
/сценарист/
Драматург-философ, чуждый бессмысленного назидания и нравоучительности. Всем известны плоды его многолетнего сотрудничества с Александром Сокуровым на фильмах «Молох», «Телец» и «Солнце». Сейчас дуэт Арабова и Сокурова распался, тем интересней наблюдать, как сценарии мэтра реализуют другие авторы – например, Кирилл Серебренников и Александр Прошкин. «Юрьев день» и «Чудо» вышли довольно точной экранизацией арабовских текстов, но, впрочем, неясно, выиграл ли от этого сам автор.
Любовь Аркус
/редактор журнала «Сеанс»/
Киновед, издатель, создатель многотомной энциклопедии «Новейшая история отечественного кино», главный редактор, пожалуй, самого уникального в стране издания о кинематографе – журнала «Сеанс». Кроме того, ее усилиями издаются серия «Библиотека кинодраматурга» и множество книг по истории кино. б
Алексей Балабанов
/режиссер/
Сэм Пекинпа нашего кино, режиссер-шок, мастер, умеющий формулировать авторское высказывание на территории широкого проката, проклятый поэт, который знает больные точки эпохи и безошибочно с размаху бьет по ним: бытовой расизм, чеченская война, ностальгия по СССР. Со своим соратником – продюсером Сергеем Сельяновым Балабанов сделал фильмы, без которых нового российского кино не было бы как факта: «Брат», «Про уродов и людей», «Груз 200».
Павел Бардин
/режиссер/
Сын аниматора Гарри Бардина и автор среднего эмтивишного сериала «Клуб», Павел Бардин скандально прославился в прошлом году занятной драмой «Россия 88», снятой за небольшие деньги в стилистике документального кино. Многие сочли честную ленту о скинхедах пропагандой нацизма. Власти препятствовали даже единичным показам картины – впрочем, в феврале 2010 года дело до проката все-таки дошло. Бардин тем временем снял еще один фильм про маргиналов с говорящим названием «Гоп-стоп».
Тимур Бекмамбетов
/режиссер/
Он начинал с рекламы банка «Империал» и работы на голливудского мастера картин категории B Роджера Кормана, а вырос в главного российского режиссера 2000-х – если не по оригинальности, то по количеству купленных билетов точно. Бекмамбетов, как Дед Мороз, приносит подарки под Новый год: сначала он «обошел владенья свои» «Ночным», а затем и «Дневным дозором», потом получил карт-бланш на съемки сиквела советского новогоднего хита «Ирония судьбы», побил голливудских бракоделов на их территории боевиком «Особо опасен», а последним, уже продюсерским достижением Тимура и его команды стал экшен «Черная молния» – про старую летающую «Волгу» и русского супергероя в исполнении Григория Добрыгина.
Сергей Безруков
/актер/
Одно время Безруков узурпировал роли всех гениев и титанов в российском кино: он был и Пушкиным, и Есениным, и булгаковским Иешуа, озвучивал князя Владимира в одноименном державном мультфильме и читал закадровый текст в патриотическом блокбастере «Тарас Бульба». Словно почувствовав перебор пафоса в своей фильмографии, актер принялся снижать его ролями посредственностей, неудачников и недотеп. После Ираклия из «Иронии судьбы – 2» и зэка из «Каникул строгого режима» думается, что именно это и есть лучшее амплуа для Безрукова.
Шандор Беркеши
/оператор/
Считается, что Беркеши обожают продюсеры: он идеально попадает в цвет, что позволяет сэкономить на пленке. Однако этим умением достоинства венгра не исчерпываются. В эпоху крайне подвижной камеры и рваного монтажа он упорно продолжает снимать со штатива. Утонченная статика – одно из главных свойств всех его фильмов. Он извечный соавтор Бориса Хлебникова.
Федор Бондарчук
/режиссер/
Cын советского киноклассика вырвался из клипмейкерского подполья «9-й ротой», поставившей очередной кассовый рекорд 2000-х. После этой военной драмы Бондарчук взялся за супер-боевик «Обитаемый остров», тоже не без военных сцен, который, увы, едва вышел в ноль. Но после того как было объявлено, что теперь он ставит большое кино о Сталинградской битве, стало казаться, что первые две картины были не более чем дорогостоящими разминками перед съемками по-настоящему грандиозного батального кино. Иными словами, Федор Сергеевич замахнулся на свою «Войну и мир» – фамилия обязывает.
Роман Борисевич
/продюсер/
Основатель кинокомпании «Коктебель» ответствен за большую часть российского артхауса: с ним работают Борис Хлебников, Алексей Попогребский, Василий Сигарев, да и Николай Хомерики «Сказку про темноту» тоже сделал в «Коктебеле». Такая страсть продюсера к авторскому кино, впрочем, труднообъяснима, ведь сам Борисевич в нескольких интервью утверждал, что по-настоящему любит и понимает только фильмы ужасов.
Оксана Бычкова
/режиссер/
Ученица Петра Тодоровского – один из немногих режиссеров, умеющих сделать легкое, но при этом не тошнотворное кино. Конечно, две истории о девушках в большом городе – «Питер FM» и «Плюс один» – при всем желании никак не назовешь шедеврами, но в их легкомысленном очаровании есть свой смысл. По крайней мере, они поднимают настроение.
в Артем Васильев
/продюсер/
Генеральный продюсер Phenomen Films, как и многие, пришел в кино из рекламы, но в отличие от многих, по нему это незаметно. Сегодня он работает с двумя самыми многообещающими режиссерами: Алексеем Германом-младшим и Ильей Хржановским. С первым они сделали «Бумажного солдата», со вторым тянут многомиллионный новаторский байопик о Льве Ландау.
Надежда Васильева
/художник по костюмам/
Наверное, лучший в стране художник по костюмам, жена и верный соратник режиссера Алексея Балабанова. Именно она работала на всех его фильмах, а также на десятке других – от ядовитой «Нирваны» Игоря Волошина до «Идиота» Владимира Бортко. Превосходно понимающая время Васильева незаменима для ретро, но иногда придуманные ею наряды сами становятся символом эпохи, как, например, свитер Данилы Багрова из «Брата».
Роман Волобуев
/кинокритик/
Он не склоняется перед признанными авторитетами и чужд какой бы то ни было ангажированности: в то время как десятки рецензий на кинохалтуру выглядят кнопкой, которую второклассники подложили на стул учителя, Волобуев на своей территории раздает профессиональные зуботычины и оплеухи. От него достается даже таким зубрам, как Михаил Боярский, про работу которого в «Тарасе Бульбе» он остроумно заметил, что не обнаружив в сценарии реплики «Канальи!», актер выкрикивает с предназначенной для нее интонацией те, которые нашел. Самому Волобуеву тоже достается в блогосфере, тем не менее статистика свидетельствует, что он самый читаемый кинокритик страны. Когда-то у него был даже фан-сайт.
Игорь Волошин
/режиссер/
Волошину прочили большое будущее: два года назад его стильный короткометражный фильм о чеченской войне «Коза» стал призером «Кинотавра». С тех пор дебютант снял три картины: цветастую кибердраму «Нирвана», тенденциозную политическую агитку для Первого канала «Олимпиус Инферно» и кино, о котором долго мечтал, – автобиографическую наркоманскую драму «Я». По совокупности можно заключить, что лучше всего Волошину удаются подбор саундтрека, эффектный монтаж и костюмы.
г
Валерия Гай-Германика
/режиссер/
Кеды до колена, китайская хохлатая собачка на руках, пирсинг – двадцатипятилетняя Гай-Германика тщательно работает над образом enfant terrible и любит бесить кинематографическую общественность, раздавая хулиганские интервью. Но пока ее фильмография не слишком оправдывает такой апломб, поскольку ограничивается, по сути, всего лишь одним полнометражным фильмом «Все умрут, а я останусь», за который на прошлогодней церемонии вручения «Ники» Гай-Германика была названа открытием года. Последняя ее работа – сериал «Школа» на Первом канале – самый обсуждаемый ТВ-проект начала 2010 года.
Сергей Гармаш
/актер/
Хотя Гармаш появился в кино на рубеже 1980–1990-х как герой ретротриллеров, а его разбойничья улыбка хорошо гармонировала с военной формой в каком-нибудь «Моонзунде» или «Отряде», сейчас его образ несет другую смысловую нагрузку. Он – простой русский мужик-работяга, небогатый, но сильный духом и принципами, и эта матрица идеально ложится и в михалковскую драму «12», и в философский мюзикл «Стиляги», и в новейший кинокомикс «Черная молния».
Не стоит удивляться, если скоро мы увидим Гармаша в роли деда Мазая или Ивана Сусанина.
Алексей Герман-младший
/режиссер/
Продолжатель германовской династии и традиции, Алексей Алексеевич Герман снял уже три фильма. Каждый из них – изящнейшее формальное упражнение: идеальные сверхдлинные планы, с толком выбранная натура, добротная актерская игра – так красиво в России мало кто снимает. За последнюю картину, «Бумажный солдат», Герман-младший получил заслуженный приз на фестивале в Венеции, причем мастерство режиссера особо отметил председатель жюри великий Джонни То.
Алексей Герман-старший
/режиссер/
Титан, патриарх и просто самый уважаемый режиссер на постсоветском пространстве, Алексей Герман-старший славен суровым нравом и резкими заявлениями: демонстративно покидая Союз кинематографистов, Никиту Михалкова он назвал «новым русским», а Игоря Масленникова – «талибом». Знаменит Герман и чрезвычайной требовательностью в работе. Его последний фильм – «История арканарской резни» по роману братьев Стругацких «Трудно быть богом» – находится в производстве вот уже десять лет. Пожалуй, Герман-старший единственный, кто может себе позволить такие сроки. И только потому, что каждый его фильм без преувеличения шедевр.
д
Даша Данилова
/режиссер монтажа/
Даша Данилова, по ее собственному утверждению, по-настоящему научилась монтировать на своем первом фильме – молодежной комедии «Никто не знает про секс». Потом были и удивительный «Отрыв» Миндадзе, на котором она работала вместе с Иваном Лебедевым, и «Баксы» Гуки Омаровой, а в 2009-м – две из пятерки самых громких премьер года: «Волчок» и «Сказка про темноту».
Леонид Десятников
/композитор/
Для интеллектуала Десятникова, столпа ленинградской композиторской школы, кино всегда было скорее развлечением, чем серьезным полем применения музыкальных талантов. Тем не менее многие его саундтреки отрываются от фильмов, чтобы жить своей жизнью. Так было и с маршем из «Кавказского пленника» Сергея Бодрова, и с музыкой к «Закату» Александра Зельдовича, и, конечно, с фантастическими стилизованными песнями из «Москвы» того же Зельдовича.
Владимир Дмитриев
/историк кино/
Архивист и руководитель Государственного фильмофонда, который работает там с 1961 года! Госфильмофонд регулярно проводит специальный фестиваль архивного кино «Белые Столбы», благодаря чему Дмитриева иногда в шутку называют «скупым рыцарем Белых Столбов». Впрочем, в начале 1990-х он показал себя не скупым, а настоящим рыцарем, когда героически не допустил раздела и, как следствие, расхищения фонда, в котором более пятидесяти тысяч уникальных картин.
Даниил Дондурей
/редактор журнала «Искусство кино»/
Этот культуролог и социолог с 1993 года возглавляет редкий для России серьезный журнал о кинематографе «Искусство кино». Идеалист Дондурей без устали борется с тем, что ему не нравится в российской киноиндустрии. Последний акт этой борьбы состоялся во время печально известного съезда Союза кинематографистов, где он поддержал Марлена Хуциева. В результате «Искусство кино» потеряло свое здание в Москве, на улице Усиевича, где размещалось с 1960-х годов. е
Михаил Ефремов
/актер/
«Это наша общая проблема – Михаил Олегович Ефремов» – так, кажется, было озаглавлено одно из интервью актера. Очень правильное название. Балагур и папин наследник, он сам о своих ролях говорит так: «Я играю или плохих комических фашистов, или смешных советских офицеров». Главное, что можно сказать о его героях, – они незадачливые. Трогательно абсурдные поддатые граждане. За эту адекватность окружающей действительности Ефремова любят самые широкие слои населения. з
Андрей Звягинцев
/режиссер/
Мастер глубокомысленных картин-ребусов об отношениях между людьми, обласканный европейскими критиками. Дебют «Возвращение» этого некогда скромного телепостановщика с канала «Рен ТВ» взял «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, и второй фильм Звягинцева, «Изгнание», о замысловатой семейной трагедии, уже взяли в конкурс Канн. Без наград лента не осталась: приз за лучшую мужскую роль получил Константин Лавроненко, открытый для кино именно Звягинцевым.
к
Наум Клейман
/историк кино/
Неутомимый исследователь наследия Эйзенштейна и руководитель московского Музея кино, где выросло поколение кинематографистов, заявившее о себе на последнем «Кинотавре». К сожалению, после закрытия в 2005 году здания музея на Красной Пресне по его киноклубной и просветительской деятельности нанесен серьезнейший удар. л
Иван Лебедев
/режиссер монтажа/
Лебедев заслуженно считается лучшим в своей профессии: музыкант по образованию, он идеально чувствует ритм кино, а свою карьеру в монтаже начал со знакомства с самим Славой Цукерманом, автором «Жидкого неба». Он режет и клеит важнейшие российские фильмы, такие как «Бумер» Петра Буслова или «Простые вещи» Алексея Попогребского.
Рената Литвинова
/актриса/
Прежде всего Литвинова не актриса, но важнейший кинодраматург, автор сценария к «Стране глухих» Валерия Тодоровского, а также к «Увлечениям», «Трем историям» и «Двум в одном» Киры Муратовой. На экране же она вечная пленница своего жеманного образа. И даже ее разоблачения – Балабанов в «Мне не больно», например, наряжал ее в огненно-рыжий парик и передничек официантки – оказываются не так уж удачны.
Павел Лунгин
/режиссер/
Язвительный критик назовет Павла Лунгина ветряком, который готов повернуться в любую сторону. Он и едкий сатирик, и певец широкой русской души, и подвижник веры, с равным успехом снимающий ленты и про олигархов, и про люберов. Его «Остров» показывают по телевидению на главные православные праздники, а недавнего «Царя» можно счесть весьма однозначным диагнозом власти в ее русской интерпретации. Но главное – Лунгин единственный, кто знает, как снимать Петра Мамонова. м
Сергей Маковецкий
/актер/
В прошлом году Маковецкий рискнул перевоплотиться в деревенского дедушку в фильме «Живи и помни» и тем наглядно продемонстрировал, насколько широк его актерский диапазон. Он особо великолепен в ролях чудесных интеллигентов, как в «72 метрах» или «12», но лучше всего ему удаются сволочи, как в картине «Про уродов и людей» или в «Русском бунте». Герои фильма «Сволочи» и в подметки не годятся сволочам Маковецкого.
Виталий Манский
/режиссер/
Руководитель студии «Вертов и Ко», президент «Артдокфеста» и по совместительству острый, важный документалист русского кино. Манский снимал Горбачева и Ельцина, был в Кремле, когда туда в первый рабочий день пришел Владимир Путин, запечатлел фиаско группы t.A.T.u. на «Евровидении» и стал первым, чей полнометражный документальный фильм – «Девственность» – вышел в кинопрокат.
Виктор Матизен
/кинокритик/
Бессменный предводитель Гильдии киноведов и кинокритиков, Виктор Матизен любит громкие баталии и публичные споры. Когда-то он ославился из-за публичного конфликта, касавшегося судьбы фильма «Груз 200», – в результате гильдию покинули самые именитые и печатаемые ее члены. А недавно Матизен потерял корочки Союза кинематографистов в бою против Никиты Михалкова. Бесстрашие и неутомимость президента отметили коллеги по гильдии и даже те, кто когда-то из нее вышел.
Владимир Машков
/актер/
Показательный экранный мачо, который в случае необходимости может легко пригасить свой мачизм. Он сыграл, наверное, единственного на сто процентов полноценного российского героя боевика в «Охоте на пиранью» и одновременно с этим на редкость адекватно изобразил Рогожина в сериале Владимира Бортко «Идиот», послевоенного бандита в «Воре» Павла Чухрая и еврейского отца в собственном «Папе». Может обрядиться и в засаленный ватничек, как в новейшем фильме Алексея Учителя «Густав».
Сергей Мелькумов
/продюсер/
Очень опытный, начавший продюсерскую карьеру сразу после перестройки, Сергей Мелькумов – продюсер широчайшего диапазона, через его руки прошли столь разные проекты, как меланхоличная комедия «Тюльпан» на казахском языке, получившая призы молодежного жюри и Министерства образования Франции на шестьдесят первом Каннском кинофестивале, и фантастический блокбастер «Обитаемый остров» (в партнерстве с Александром Роднянским). Сейчас Мелькумов работает над новой экранизацией булгаковской «Белой гвардии» режиссера Сергея Снежкина с Сергеем Гармашем, Владимиром Машковым и Константином Хабенским.
Алексей Мизгирев
/режиссер/
В своем дебюте «Кремень» он мастерски переложил голливудского «Таксиста». На каркас сюжета, придуманного Мартином Скорсезе, Мизгирев насадил жесткую историю о провинциальном дембеле в московской милиции. Его фраза «Твердость не тупость» стала афоризмом, а сомнительные поступки очевидно взволновали чинов из МВД. В прошлом году картиной «Бубен, барабан» Мизгирев поставил неутешительный диагноз уже провинциальной интеллигенции, чем не угодил интеллигенции столичной в лице Станислава Говорухина. Зато благодаря «Бубну» мы вновь увидели на экране отличную актрису – звезду «Маленькой Веры» Наталью Негоду.
Александр Миндадзе
/режиссер/
Миндадзе написал глубокие и острые сценарии для всех лент Вадима Абдрашитова, но после феноменального режиссерского дебюта – фильма «Отрыв» – похоже, что он останется в истории кино в двух ипостасях. Пока Миндадзе готовится к съемкам новой картины о чернобыльской катастрофе, на экраны выходит снятая по его сценарию чудная драма Андрея Прошкина «Миннесота» – о двух братьях, хоккеистах провинциальной команды, мечтающих уехать на Запад.
Евгений Миронов
/актер/
Несмотря на тяготение к героям с тонкой душевной организацией, Евгений Миронов невероятно пластичен. Он может быть Достоевским, как в новом проекте Владимира Хотиненко, а может – бандитом-подпольщиком, как в «Охоте на пиранью» Андрея Кавуна. Его мобильность и приспособляемость завораживают, а чрезвычайная актерская техника внушает уважение даже тем, кто утверждает, что, кроме техники, в нем ничего и нет.
Никита Михалков
/режиссер/
Отбившись от противников на последнем съезде кинематографистов, режиссер, актер и большой человек Никита Михалков вновь занял пост председателя СК. Воспользовавшись кризисом и недостатком инвесторов, он решил встать у руля киноиндустрии и напрямую контролировать распределение денег, заседая в комитете, созданном Путиным. Предполагается, что пострадают от этого прежде всего те, кто снимает кино непатриотическое, социально нездоровое, не слишком оптимистичное. Короче, артхаус.
Анна Михалкова
/актриса/
Старшая дочь Никиты Михалкова наследует двум выдающимся советским актрисам, воплощавшим на экране образ терпеливой, мудрой и всепрощающей женщины: Нонне Мордюковой и Лидии Федосеевой-Шукшиной. Она любящая дочь, которая заставляет больного папу пить таблетки, в «Сумасшедшей помощи» Бориса Хлебникова. Она красиво вдовствует в «Живи и помни» Александра Прошкина. Она красиво страдает в «Связи» Дуни Смирновой. И совершенно естественно, что при этом именно она ведет «Спокойной ночи, малыши».
Кира Муратова
/режиссер/
Живущую в Одессе Муратову в России привыкли числить своей. И дело тут не только в общем советском прошлом. Во-первых, ее сегодняшние фильмы часто финансируются российскими продюсерами, во-вторых, в них всегда звучит русская речь, а в-третьих, не так много в России мастеров, раз в два года создающих шедевр. Муратова, впрочем, уникальна не только для русского кино: едва ли в мире найдется другая женщина-режиссер со столь бескомпромиссным взглядом на действительность, что подтверждает ее новая угрюмая рождественская сказка с плохим концом «Мелодия для шарманки».
Константин Мурзенко
/сценарист/
«Ты знаешь, чем педофил отличается от педагога? Педофил детей любит». Мурзенко, мастер живых диалогов и черного тарантиновского юмора, особо заметных в фильмах «Мама, не горюй» и «Жесть», пару лет назад взял тайм-аут, но даже молча продолжает оказывать влияние на кинематограф. Его идеи подпитывают жанровое кино – так, при участии Мурзенко в качестве консультанта снят веселый третий «Антикиллер», – а сам он появляется на экране в эффектных эпизодических ролях, например пьяного сержанта милиции в сиквеле «Иронии судьбы». п
Андрей Плахов
/кинокритик/
Самый авторитетный российский критик, президент международной организации кинопрессы ФИПРЕССИ. В конце 1980-х Плахов возглавлял так называемую конфликтную комиссию, снимал с полки ленты, запрещенные в СССР, и возвращал в оборот непризнанных гениев вроде Тенгиза Абуладзе и Алексея Германа-старшего. Сегодня его спокойный рассудительный тон уравновешивает на страницах «Коммерсанта» ядовитые фейерверки Лидии Масловой. Кроме того, Плахов пишет книги на тему кино, участвует в составлении программы Московского международного кинофестиваля, а на «Кинотавре» у него собственная программа – «Летняя эйфория».
Владимир Путин
/премьер-министр/
Еще год назад железный премьер, наверное, не попал бы в этот список. Но сегодня именно от него зависит, какие фильмы будут снимать наши кинематографисты. Созданный и возглавляемый Путиным комитет по кино решил урегулировать некоторые аспекты государственного финансирования киноиндустрии, урезав полномочия Министерства культуры.
Алексей Попогребский
/режиссер/
Одна из половинок дуэта, сотворившего «Коктебель». Фильмом «Простые вещи» Попогребский показал, насколько сильно он отличается от своего партнера по совместному дебюту Бориса Хлебникова. Его конек – стремительные житейские истории, снятые ручной камерой оператора Павла Костомарова. Его новый фильм «Последний день» – минималистская история о двух метеорологах на дальневосточной станции – включен в основную программу Берлинского кинофестиваля. p
Кирилл Разлогов
/кинокритик/
Этот уважаемый киновед стал специалистом по буржуазному кино еще в советское время. Интеллектуал и эрудит, владеющий несколькими языками, умел рассказать, почему нужно посмотреть какое-то конкретное кино, не только в прессе, но и на телевидении – раньше в программах «Киномарафон» и «Век кино», а сейчас в программе «Культ кино» на канале «Культура». Кроме того, он брат Натальи Разлоговой, гражданской жены Виктора Цоя.
Ксения Раппопорт
/актриса/
Посол русского кино в Европе: в 2008 году она вела церемонию открытия Венецианского кинофестиваля, а в 2009-м получила на том же кинофоруме приз за лучшую женскую роль в фильме «Двойной час» Джузеппе Капотонди. На родине фантастическую театральную актрису с ходу присвоило себе телевидение. «Казароза», «Ликвидация», «Исаев» – все это и Раппопорт в том числе.
Александр Роднянский
/продюсер/
Легендарный медиаменеджер и продюсер пришел в кино той же дорогой, что и Константин Эрнст, – через телевидение. Символично, что в начале 2009 года они, как Пересвет и Челубей, схлестнулись новогодними премьерами: глава Первого канала поддерживал «Стиляг», Роднянский – «Обитаемый остров». Его, впрочем, интересуют не только мегабюджетные проекты, он продолжает искать новых звезд и поэтому поддержал, например, рискованную «Россию 88» Павла Бардина.
с
Кирилл Серебренников
/режиссер/
Известность в кино театральный режиссер Серебренников обрел, когда перенес на экран пьесу братьев Пресняковых «Изображая жертву», ту, что так удачно ставил в театре. Получилась язвительная и точная сатира на наше время и наших современников. Тогда же с легкой руки режиссера на экран шагнули сыгравший главного героя Юрий Чурсин и произнесший проникновенный матерный монолог Виталий Хаев. Следующий фильм Серебренникова, духоподъемный «Юрьев день», вызвал споры длиною в год.
Алексей Серебряков
/актер/
Впервые он появился в кино еще ребенком – в культовом советском сериале «Вечный зов», и с тех пор востребованность Серебрякова неуклонно росла. Сейчас он снимается в пяти картинах за год. Это редкий артист, который эпизодических героев делает ярче, чем многие другие – главных. Он незаменим в амплуа брутального комбата, как в «9-й роте» или «Штрафбате», но надо признать, что модный стилистгей из «Глянца» Кончаловского удался ему ничуть не меньше. А скоро он появится в сериале «ПираМММида» в роли одиозного дельца 1990-х Сергея Мавроди.
Василий Сигарев
/режиссер/
Громкий, но абсолютно депрессивный дебют сделал возможным появление Сигарева в этом списке. Поставленный по собственной пьесе режиссера фильм «Волчок» у части зрителей вызвал рвотный рефлекс, других привел в восторг – критика оказалась солидарна со вторыми. Однозначно Сигарева стоит благодарить за то, что он вывел на экран свою жену – актрису Яну Троянову, филигранно сыгравшую оторву, которая, вернувшись из зоны, как будто не замечает существования шестилетней дочери.
Андрей Сигле
/композитор/
Работавший в качестве аранжировщика с «Кино», «Алисой» и «Наутилусом» Андрей Сигле не просто композитор, но еще и артхаусный продюсер, с которым сотрудничают такие режиссеры, как Константин Лопушанский, Сергей Овчаров и Александр Сокуров. Сегодня Сигле пишет музыку прежде всего к картинам, производством которых занимается его продюсерская компания.
Александр Сокуров
/режиссер/
Подлинный художник и модернист, редкий российский режиссер, чье имя на Западе известно едва ли не лучше, чем в отечестве. Комплименты в его адрес говорят Мартин Скорсезе и Карлос Рейгадас, а в Японии Сокурова и вовсе носят на руках. Его трилогия из фильмов «Молох», «Телец» и «Солнце» считается едва ли не лучшим высказыванием о власти в мировом кино.
Виктор Сухоруков
/актер/
Черт из табакерки, введенный в широкий кинооборот Юрием Маминым в фильме «Бакенбарды» и Алексеем Балабановым. Последний, правда, предпочитал переозвучивать героев Сухорукова голосом Алексея Полуяна. После «Брата» и «Про уродов и людей» к актеру прилипло амплуа мелкого беса, которое было с успехом реализовано, например, в первом «Антикиллере». И до сих пор он продолжает играть героев немного аутичных, престранных. За то и любим.
т
Сергей Толстиков
/чиновник/
Бывший налоговик и топ-менеджер отрасли машиностроения стал руководителем новой организации, ответственной за распределение государственных средств, отпущенных на кино. Эта новость стала главным кинематографическим откровением 2009 года, режиссеры и продюсеры в ужасе. Новый фонд будет выделять средства не под отдельные проекты, а напрямую киностудиям. То есть деньги поделят крупнейшие игроки рынка, которые станут использовать их по своему усмотрению.
Михаил Трофименков
/кинокритик/
Критик-интеллектуал, блестящий знаток французской «новой волны», один из отцов-основателей журнала «Сеанс», Михаил Трофименков беспрерывно ведет популяризаторскую работу, объясняя, что именно нужно смотреть по телевизору, и пытаясь сориентировать зрителя в фильмах текущего проката. Некоторые упрекают его в склонности ко вкусовщине. Но это лишь оттого, что у Трофименкова есть вкус.
Сергей Трофимов
/оператор/
В сегодняшнем российском кино работают очень много операторов-рекламщиков, но самый известный из них, безусловно, Сергей Трофимов. На его счету более двухсот пятидесяти рекламных роликов и почти все российские работы Тимура Бекмамбетова. Впрочем, не стоит считать, что рука Трофимова способна лишь на залихватскую винегретную структуру бекмамбетовского кино. Он мультиинструменталист и может снимать в любом стиле. Доказательством тому – «Монгол» Сергея Бодрова-старшего.
у
Алексей Учитель
/режиссер/
Тонкий стилист с прохладным взглядом, обладатель мягкой руки и интонации. Учитель когда-то начинал как документалист, и его довольно долго, несмотря на внушительный опыт и совсем не юный возраст, называли молодым режиссером. Впрочем, после картин «Прогулка», где он сделал прорыв к молодежной аудитории, и «Пленный», где намекнул на гомоэротическую связь между российским солдатом и чеченским юношей, критические страсти вокруг этой фигуры чуть поутихли. ф
Петр Федоров
/актер/
Крепкий, харизматичный молодой актер, в котором добротная актерская техника сочетается с ощутимой внутренней энергией. С ирокезом ли в «Обитаемом острове», гладко выбритый ли в «России 88» – мощный и подвижный Федоров хорош везде, где требуется обольстить аудиторию. Корни у него актерские: двоюродный дед – Александр Збруев.
х Константин Хабенский
/актер/
Выходец из петербургского Театра имени Ленсовета, Хабенский прошел горнило сериала «Убойная сила» и стал народной звездой еще до того, как сыграл Антона Городецкого в «Дозорах». Константин Эрнст в одном из интервью высказал мнение, что «Хабенский – единственный, через кого сегодня проходят токи времени». И не только нашего, хочется добавить после просмотра «Адмирала».
Алишер Хамидходжаев
/оператор/
Возможно, обладатель лучшей камеры в России. Природный наблюдатель, умеющий всматриваться в действительность, работает с Николаем Хомерики и Николаем Досталем, со Станиславом Говорухиным и Сергеем Дворцевым. За красивейшие тревелинги и филигранный внутрикадровый монтаж «Бумажного солдата» Хамидходжаев совместно с Максимом Дроздовым получил операторскую награду Венецианского кинофестиваля.
Борис Хлебников
/режиссер/
«Гоголь русского кино», Хлебников разделил свой дебют на двоих с Алексеем Попогребским. Фильм назывался «Коктебель», он стал призером ММКФ и первой работой продюсерской компании Романа Борисевича, которую так и назвали – «Коктебель». С тех пор Хлебников успел снять еще две картины: тончайшую драму о провинциальной юности «Свободное плавание» и смешную до слез «Сумасшедшую помощь» – абсолютно про жизнь, но ничуть не пошло.
Николай Хомерики
/режиссер/
Хомерики учился кинорежиссуре во Франции, а производственную практику проходил на площадке фильма «Постоянные любовники» французского классика Филиппа Гарреля, и кажется, именно поэтому у него получается создавать кино по-европейски стильное, с современным, живым дыханием. Обе его полнометражные картины – «977» и «Сказка про темноту» – попадали в программу «Особый взгляд» Каннского фестиваля, что само по себе знак исключительного качества. Отдельное спасибо Хомерики за то, что по счастливой случайности разглядел большую актрису в экс-балерине Алисе Хазановой.
Илья Хржановский
/режиссер/
Его картина «4» вызвала шок, с трудом вышла в прокат, но собирала полные залы в киноклубах и арт-кинотеатрах. Сценарий о клонах, написанный Владимиром Сорокиным, сюрреалистическая сцена старушечьей попойки, безумный звук – агрессия и радикализм Ильи Хржановского аукнулись призом Роттердамского фестиваля. Сегодня он ставит фильм «Дау», о великом физике Льве Ландау, – один из самых амбициозных проектов в истории отечественного кино. Гигантские декорации НИИ, выстроенные в заброшенном харьковском бассейне, захватывают дух, картотека режиссеров по кастингу переплюнет собрание сочинений Льва Толстого, а обстановка на площадке, по слухам, напоминает финальные сцены «Апокалипсиса сегодня».
Марлен Хуциев
/режиссер/
На предпоследнем съезде Союза кинематографистов, решения которого были отменены судебным решением, Марлена Хуциева избрали председателем СК. За него проголосовали молодые члены союза и практически все противники Никиты Михалкова. Для нашего кино автор «Заставы Ильича», классик оттепели – патриарх и неколебимый авторитет, но передряга с выборами этого года стоила ему очень дорого. Среди прочего режиссер был выведен из ученого совета ВГИКа.
ш
Сергей Шнуров
/композитор/
В карьере образцового матерщинника есть несколько гениальных саундтреков и мелодий, которые западают в память моментально, стоит их только услышать. Но лучше всему ему даются темы автомобиля и дороги. Он написал гимн «копейке» для одноименного фильма Ивана Дыховичного и подытожил 1990-е в «Бумере» Петра Буслова. Там же можно обнаружить лучший рингтон десятилетия, автор – Шнур. э
Константин Эрнст
/продюсер/
Всемогущий повелитель Первого канала поставил первые рекорды российской киноиндустрии, обеспеченные не только оглушительными премьерами с прямотаки голливудской картинкой, но и мощной телерекламой продук
/критик/
От текстов самой известной российской женщины-кинокритика всегда ждут скандалов. Она открыто говорит, что не любит смотреть кино, не признает авторитетов, а бескомпромиссное чувство юмора Масловой рождает в иных героях ее рецензий желание подкараулить ее в подворотне.
Влияет ли российская критика на кинопроцесс?
Думаю, что нет. Главное отличие от ситуации на Западе в том, что там оценка в прессе имеет значение и для кассы фильма, и для перспектив режиссера. Продюсеры внимательно читают критику и делают из нее определенные выводы. Например: «Ага! Этому идиоту денег больше не давать!» В России такого нет.
Кому же тогда нужны рецензии?
По-моему, их функция – просветительская. Ясно, что никто не может посмотреть все фильмы, а так зритель получает о них хоть какое-то представление.
Но известно, что вас приглашают посмотреть некоторые картины еще до озвучки, чтобы успеть внести некоторые коррективы.
Да, такое бывает, последний раз – с «Антикиллером-3». Мне понравилось, как сняли и смонтировали несколько погонь, я сказала, что замена Егора Кончаловского на другого, молодого режиссера была правильной: он с ходу почувствовал ту стилистику, которую фильму хотели придать изначально. Но я понимаю, чаще всего меня зовут не потому, что собираются что-то менять, а потому, что хотят расположить к себе, и это нормально. Когда общаешься с конкретными людьми, относишься к их труду гуманнее.
В вашей практике бывали случаи, когда вас благодарили или, наоборот, ругали герои ваших статей?
Говорили спасибо за рецензию на «Дикое поле» – не сам Михаил Калатозишвили, но причастные к картине люди. Бывала и обратная реакция. Я знаю, что Алексей Учитель предлагал исключить меня из Союза кинематографистов, так сказать, по совокупности заслуг, хотя, думаю, его «особое отношение» началось с моей рецензии на «Дневник его жены». А режиссер Андрей Смирнов как-то бегал по Союзу кинематографистов и гневно спрашивал журналисток: «Это вы Лидия Маслова? Это вы?» – по-моему, пытался защитить от моей критики Авдотью Смирнову, свою дочь. Ни с тем, ни с другим мы, к сожалению, так и не встретились лично.
Вы читаете комментарии к вашим статьям, которые читатели оставляют в Интернете?
Нет. Иначе мне давно захотелось бы сменить профессию. Их пишут те же люди, что в советское время писали письма в редакции. Нормальный человек не станет подобным заниматься – у него просто нет на это времени. Правда, когда обсуждали мою рецензию на «Глянец», был забавный спор относительно того, правомерно ли употреблять в отношении данного фильма слово «говно». Зрители явно оценили изящность рецензии.
От текстов самой известной российской женщины-кинокритика всегда ждут скандалов. Она открыто говорит, что не любит смотреть кино, не признает авторитетов, а бескомпромиссное чувство юмора Масловой рождает в иных героях ее рецензий желание подкараулить ее в подворотне.
Влияет ли российская критика на кинопроцесс?
Думаю, что нет. Главное отличие от ситуации на Западе в том, что там оценка в прессе имеет значение и для кассы фильма, и для перспектив режиссера. Продюсеры внимательно читают критику и делают из нее определенные выводы. Например: «Ага! Этому идиоту денег больше не давать!» В России такого нет.
Кому же тогда нужны рецензии?
По-моему, их функция – просветительская. Ясно, что никто не может посмотреть все фильмы, а так зритель получает о них хоть какое-то представление.
Но известно, что вас приглашают посмотреть некоторые картины еще до озвучки, чтобы успеть внести некоторые коррективы.
Да, такое бывает, последний раз – с «Антикиллером-3». Мне понравилось, как сняли и смонтировали несколько погонь, я сказала, что замена Егора Кончаловского на другого, молодого режиссера была правильной: он с ходу почувствовал ту стилистику, которую фильму хотели придать изначально. Но я понимаю, чаще всего меня зовут не потому, что собираются что-то менять, а потому, что хотят расположить к себе, и это нормально. Когда общаешься с конкретными людьми, относишься к их труду гуманнее.
В вашей практике бывали случаи, когда вас благодарили или, наоборот, ругали герои ваших статей?
Говорили спасибо за рецензию на «Дикое поле» – не сам Михаил Калатозишвили, но причастные к картине люди. Бывала и обратная реакция. Я знаю, что Алексей Учитель предлагал исключить меня из Союза кинематографистов, так сказать, по совокупности заслуг, хотя, думаю, его «особое отношение» началось с моей рецензии на «Дневник его жены». А режиссер Андрей Смирнов как-то бегал по Союзу кинематографистов и гневно спрашивал журналисток: «Это вы Лидия Маслова? Это вы?» – по-моему, пытался защитить от моей критики Авдотью Смирнову, свою дочь. Ни с тем, ни с другим мы, к сожалению, так и не встретились лично.
Вы читаете комментарии к вашим статьям, которые читатели оставляют в Интернете?
Нет. Иначе мне давно захотелось бы сменить профессию. Их пишут те же люди, что в советское время писали письма в редакции. Нормальный человек не станет подобным заниматься – у него просто нет на это времени. Правда, когда обсуждали мою рецензию на «Глянец», был забавный спор относительно того, правомерно ли употреблять в отношении данного фильма слово «говно». Зрители явно оценили изящность рецензии.
Комментарии (0)