Идеолог и создатель креативной ассоциации двух столиц S11 впервые рассказал нашему журналисту о закрытии «Дома быта», а также о поколении «Солянки», специфике петербургского менталитета и о том, как долго мы еще будем танцевать под техно.
С 30 апреля по 3 мая состоится эпичное закрытие кафе-бара «Дом быта», но начнем с начала: перед ним была небезызвестная в городе «Ласточка» и ставшая уже легендарной в Москве «Солянка».
Если с начала, то у нас несколько лет уже была «Солянка» и поэтому хотелось сделать что-то в Петербурге, моем родном городе. «Ласточка» стала пробой пера: проект было хороший, но достаточно сложный. На воде нет четкого городского регламента, поэтому мы столкнулись с рядом проблем. В любом случае, это был сезонный проект, который закрылся. О нем много говорили и даже до сих пор многие вспоминают. Наличие знаний и своей публики, в том числе московской, подстегивали на открытие нового заведения.
«Солянка» в свое время четко отвечала запросу общества под определенный формат досуга новой социальной прослойки хипстеров. Был ли в случае «Дома быта» такой запрос?
Идея запроса мне кажется изначально не верной. Надо делать что-то близкое тебе по духу: советоваться со знакомыми, а не ориентироваться под общий запрос. Если подстраиваться под желание и мнение толпы, ты не сделаешь ничего большого и значащего.
И все же, «Дом Быта» занял уникальную нишу на ночной карте города: не андеграунд и не съем.
Вы говорите уникальная ниша, а те, кто предпочитал места подемократичнее, ругали нас за буржуазность. Условным же «пиджакам» не хватало здесь комфорта, потому что нет депозитного стола и возможности посидеть. У тех и у других находились претензии, мы постоянно находились под перекрестным огнем. Это проблемная история города — отсутствие качественной аудитории среднего достатка, «нормальных людей» в нашем понимании, которых хочется увидеть в своем заведении. У нас люди творческих профессий малообеспечены и предпочитают места категории low budget. И в противовес — история силиконовой долины. У нас социальный провал в этом смысле.
Те, кто хотели добиться чего-то — уехали в Москву, другие считают, что они непризнанные гении. Им проще все критиковать.
Такова специфика города со своим менталитетом и отсутствием денег.
Да, таков менталитет петербуржцев. Те, кто хотел добиться чего-то, уехали в Москву, а те, кто не хотел, считают, что они непризнанные гении. Им проще сидеть и все критиковать.
Но все же вы бросили вызов?
Мы тогда не думали об этом, пять лет назад мы были серьезными оптимистами. У нас в наличии имелись три самых важных составляющих для открытия: идея, вера и локейшн. Мы создавали дружественное место со своей атмосферой, где самому приятно находиться. Да, такая формулировка звучит очень банально и общо, но ее очень сложно реализовать. Атмосфера — это настолько тонкая вещь и тяжелый труд одновременно. Мы ею усердно и вдумчиво занимались: особенно в начальный период казалось даже, что получился некий аналог «Студии 54».
Помню те времена, когда главной интригой ночи было — зайдешь в «Дом быта» или нет. Все хотели попасть сюда, чтобы приобщиться к избранному кругу красивых и успешных.
Да, первые года два здесь был нерв, атмосфера заведения, поэтому все хотели сюда попасть. Многие ценили избранность окружения, другие хотели войти в него или просто увидеть этих самых людей.
Интересно, что членам вашей команды всегда сложно было присвоить должность, ну разве что Роме Смирнову, «фейсконтрольщику». Как сказал Тимофей Смирнов: «У нас совет директоров, в котором все чем-то занимаются». На ваших коллективных фото всегда неопределенное количество интересных персонажей, некоторые из которых перетекают с одного семейного портрета на другой.
У формата «все занимаются всем» есть плюсы и минусы. Конечно, это свобода, но порой такая система переходит в то, что никто не занимается ничем. В заведении ночного характера с постоянным доступом к содержимому бара наладить дисциплину — нелегкая задача. Но у меня хороший опыт в этом плане, благодаря «Солянке», когда приходилось постоянно контролировать все внутренние процессы. Многим ребятам S11 дало путевку в жизнь: не все были хорошими учениками, но каждый что-то для себя взял. Теперь они делают свои сторонние проекты или дальше развиваются в этой сфере. Опция «не просто бизнес, но и обучение» всегда проходит рефреном в проектах S11.
Кого из завсегдатаев «ДБ» или залетных звезд вы можете выделить персонально? От кого заведение оживало прямо на глазах?
Здесь было много людей, поэтому я назову одного, чтобы не обижать других. Его сейчас нет с нами, он некий символ времени — бывший барабанщик группы «Кино» и художник Георгий Гурьянов. Последний из Могикан по чувству стиля, юмора. Когда он появлялся здесь, чувствовалась другая атмосфера, ощущение, все было иначе. Очень жаль, что он не будет присутствовать на закрытии, он очень любил пати. Георгий был лакмусовой бумажкой, он тонко чувствовал мир. Он всегда знал, где фейк, а где настоящее. Для меня было важно, что он любил это место и называл его «Дом бИта». Тогда я понимал, что не зря делаю свою работу. А сиюминутных звезд я не вижу, для меня все подизмельчало. Начо Дуато, экс-худрук Михайловского театра, например, не вылезал отсюда. На ум приходят только взрослые люди, а вне их категории — очень смазанная картинка, на одно лицо и одного типажа. Это не значит, что они плохие, но сходу выделить кого-то сложно. Харизмы не хватает.
Изменилась культура отдыха: наши гости обзавелись детьми, уезжают на выходные в Европу. Плюс тренд на здоровый образ жизни.
«ДБ» задал серьезную музыкальную планку для промоутеров города. Можете ли вы выделить имена резидентов или самый яркий привоз?
Timofey, который долгое время был членом команды и резидентом, сейчас мы в Москве сотрудничаем, на днях написал пост на Facebook и приложил впечатляющий перечень артистов, а каждый из них — это яркая пати. Сразу всплывает в памяти визит Николаса Джаара, но выступлений было так много, и если еще наложить на троекратное количество артистов в «Солянке», то уже невозможно выделить кого-то. В сознании оседает один большой артист.
Складывается впечатление, что получился некий диссонанс в музыкальных форматах «ДБ» и общегородского: в широкие массы вышло техно с общим настроением мрачного рейва.
Петербург всегда был близок к Берлину. Понятно, что история с техно родилась не сейчас: та же «Арма» в Москве давно задала тенденцию, поэтому нормально, что это докатилось до Петербурга. Плюс возвращение эпохи 1990-х — все движется по спирали истории. Только проблема в том, что у нас нет инфраструктуры, как в Берлине. Там туристический город, где в Бергхайн часовая очередь выстраивается в среду. Я понимаю такую бизнес-схему и математику, где все платят за вход. Там клубы действительно зарабатывают, при этом получают серьезные индульгенции от власти, которые дают им возможность, например, взять помещение бесплатно. У нас же это вечная борьба. Иметь ночной клуб — одна сплошная проблема: соседи, фискальные и другие органы власти. При этом, у того же петербуржца, приехавшего в Берлин, не возникнет мысли не заплатить за вход, а в родном городе он предпочтет потратить 300-400 рублей в баре, а оставить деньги на входе — западло. Хотя заплатив за вход ты позволяешь организаторам отдать гонорар артисту и даешь заведению возможность существовать дальше. У нас этого не любят. У нас в принципе к людям, занимающихся другим бизнесом, относятся без особого почтения. А пока видна явная локальная история low budget баров на 15 человек. Наверно, в ближайший год или два эта тенденция разовьется и получится второй Берлин. Но все равно это не наша ниша.
Возможно, еще аудитория «ДБ» переместилась в рестораны а-ля Big Wine Freaks: посидели до часу ночи, выпили вина и поехали домой спать.
Такова тенденция и по Москве тоже. Изменилась культура отдыха: гости «Солянки» обзавелись детьми, теперь они уезжают на выходные, в Европу в том числе, другие в Азии живут. Плюс к этому - распространение темы на здоровый образ жизни. Угара с девизом «ночью нужно упарываться до последнего» сейчас нет. Раньше была «Солянка», как объединяющая сила, а теперь пять-семь промо-групп, каждая со своей аудиторией, кочуют по разным заведениям. В Москве сейчас эпоха больших ивентов, дневных маркетов с едой. Я не уверен даже, что сейчас был бы востребован большой клуб в столице. А в Петербурге единственный источник проведения большого мероприятия — это спонсор, который в наши дни сошел на нет. Существует некий вакуум, и наверно, вскоре должно родиться нечто совершенно новое.
Скажем честно, о закрытии «ДБ» слухи ходили уже полгода.
Слухи о нашем закрытии ходили уже два-три года. Честно, решение закрыться появилось месяц-полтора назад. Оно обусловлено абсолютно трезвым финансовым подходом — нам не удалось договориться с арендодателем снизить ежемесячную плату. Не буду лукавить, я давно думал, что стоит перелистнуть страницу, просто потому что пора. Когда уходит драйв и нерв заведения, то зачем дальше это все тянуть? Конечно, очень сложно расстаться со своим детищем, которому ты отдал много сил, времени, эмоций. С другой стороны — видеть его упадок тоже невыносимо. Поэтому я даже рад, что финансовый аспект подстегнул меня. В городе есть вечный «Грибоедов», честь ему и хвала, но в любом случае, для ночного заведения в Петербурге четыре с половиной года - это много. И за этот период многое изменилось: многое вокруг, в людях, в музыке. То, с чем мы открывались, сейчас уже в прошлом.
Обычно в моменты упадка у нас принято делать косметический ремонт, можно еще название поменять и открыться заново.
Нет смысла в этом, хочется совсем другого уже. Сложно мотивировать людей, которые уже давно здесь варятся. Проще сделать что-то новое и объединить их свежей идеей.
Сложно расстаться со своим детищем, которому ты отдал много сил. Но видеть его упадок тоже невыносимо.
Кстати, этот материал планировался на тему «что же пошло не так?».
Тут нет ничего не так. Нет потрясений, революций и землетрясений. Обычный ход вещей. Тут есть то, что нужно закончить, чтобы начать что-то еще.
Сейчас я от многих слышу, что все уже скучают по «ДБ», как жаль, что он закрывается. На что хочется ответить: «А почему же вы тогда не приходили сюда последние полгода?».
Это тоже петербургская история. «А как же мы без вас? А куда мы будем ходить?», - слышишь от людей, которые здесь не появлялись последние три месяца. Конечно плохо, когда в городе есть одно место, в которое все ходят постоянно. Все устали от «Дома быта» в какой-то момент и начали искать другие заведения. И даже если альтернативные бары и клубы просуществовали пару месяцев или там было в разы хуже, они все равно туда шли, чтобы хотя бы что-то поменять. А потом они вообще перестали куда-либо ходить. Теперь наша публика предпочитает сидеть дома с вином, но если выбираются, то обязательно заглядывают к нам.
Помимо ночного кутежа «ДБ» имел еще и сильный дневной формат кафе.
Наш формат - бар с танцами и едой, которую привить было не очень просто, опять-таки из-за менталитета. Многие знают, что «Солянку» мы придумали путешествуя по Лондону. В Европе никого не смущает ночью тусоваться, а утром позавтракать или днем пообедать в том же месте. Не вызывает вопроса поесть в заведении на диване, а не за столом. В Европе людям проще перестроиться, у них меньше предубеждений. А у наших же четкая психологическая установка — есть надо за обеденным столом, а на диване надо, не знаю, лежать, видимо. Но все-таки со временем нам удалось сломать стереотипы, и выросшие посетители «Солянки», кому аудитория бара стала слишком молодежной, перестали посещать ночные мероприятия, зато приходили днем или вечером поесть. В «Доме быта» подобная история.
При этом кафе никогда не ассоциировалось с пиаром именитого шеф-повара, как это принято сейчас.
Когда мы открывались, не было модно привозить шефа-звезду. Для меня это странная история новых звезд-шефов и звезд-барменов. Качество страдает, зато все хотят быть звездами. Хотя все равно люди на это ведутся, поэтому может и пришло время — чего скромничать, у нас действительно вкусно. Мы как-то посчитали в «Солянке», сколько тонн щавеля уничтожается за год для коктейля «Форест Гампа», и вышла серьезная плантация.
Продолжая тему «Солянки»: Food cafe в Москве ваших рук дело?
Оно перестало так называться, сейчас в основном говорят «я в новой «Солянке»». Это заведение моих хороших знакомых, традиционно напротив моего дома. Ребята позвали нас, и мы туда зашли всем коллективом. Сейчас делаем там ремонт, привезли бар и кухню из «Солянки». Но это совершенно другое заведение. Хочется уйти от амбиции с формулировкой «мы открываем знаковое место». Главное — чтобы в кафе самому было приятно находиться и не было бы стыдно.
Не надоел ли вам дебош и праздник каждый уикенд? Не хочется ли успокоиться и открыть просто ресторан?
Дебош дебошу рознь. Не смотря на то, что мы не становимся моложе, подебоширить никогда не грех. Даже если я сделаю ресторан, то в любом случае в нем будет слышен ночной шум. Надо просто разумно совмещать день и ночь. Возможно, я не буду появляться на пати каждую пятницу и субботу. Это со стороны кажется, что бар — это сплошной праздник. Помимо всего прочего, здесь включается работа психолога: каждые два стакана кто-то садится на уши с историями, которые ты слышал уже раз десять, и так по кругу. А надо слушать, кивать головой, отвечать что-то дельное. Конечно это утомляет. Когда толпа проходит через тебя за один вечер, необходимо серьезно восстанавливаться.
Понимаю, что все карты вы раскрывать не станете, но хотя бы намекните, чего от вас ждать в ближайшем будущем.
Мы попытаемся сделать летний проект в Петербурге в формате дружественного места без особой претензии (все-таки до лета осталось мало времени), а потом уже будет постоянное заведение с новой идеей. Сейчас нам важно хорошо провести лето, как мы это делали в Новой Голландии. Там тоже все было сделано за короткий срок, но все же оно запомнилось качественной кухней и приятной атмосферой.
Интервью: Наташа Наговицына
Комментарии (0)